На
http://taki-net.livejournal.com/1063335.html я поучаствовал в дискуссии о тестах PISA. Попутно затронули качество среднего образования в СССР, нынешней России, Финляндии и пр. В этом посте суммирую выводы о том, что же на самом деле измеряет PISA.
Да, PISA тоже меняется. Тем не менее, как и несколько лет назад в других подобных обсуждениях, я настаиваю на том, что PISA измеряет вовсе не знание математики, а нечто совершенно иное. Я согласился с оппонентами, что такие навыки (функциональная грамотность, как назвал это один из собеседников) могут быть весьма полезны. Однако к математике они отношения не имеют.
Да, функциональная грамотность (numeracy) подразумевает умение считать. Да, это математические навыки, но НАЧАЛЬНОЙ школы. Оценивать на их основе качество СРЕДНЕГО образования примерно то же самое, как проводить соревнования по прыжкам через скакалку среди мастеров спорта по гимнастике.
Впрочем, здесь нужна оговорка, что в целом ряде ряде западных стран (в том числе, в той же Финляндии) математические навыки выпускника средней школы остаются на уровне советской начальной. Значит, PISA - подходящий тест для них. Но не для нас.
Увы, интенсивное продвижение отечественного образования в направлении болонских стандартов и т.п. приводят к стремительной потере его прежнего качества. Внедрение тестов PISA в России преследует ту же цель.