Потянуло меня на прозу чего-то.
Расскажу о том, как прошлым летом перегонял яхту из Очакова в Киев.
Дело было в июле. Работы не было, сидел дома скучал. Кум с другом уехали перегонять яхту, Alpari 9.5 1976 года выпуска (аналог Contessa 32), c острова Мармара, что в Мраморном море, на Украину. Дед, владелец, купил ее позапрошлым летом в Израиле и за лето успел дойти, со всевозможными приключениями, только до Мармары. Яхта перезимовала там, и в июне путешествие продолжилось.
До Очакова они дошли довольно спокойно, не считая мелких курьезов, а там наметилась большая задержка с растаможкой. Несмотря на уговоры деда дойти до Киева, пацаны уехали куда-то на гонки.
Мне, как лицу скучающему, предложили перегнать лодку за символическую плату. Удостоверение яхтенного рулевого у меня только украинское первого класса советского образца, то есть недействительное, поэтому капитаном написали деда (у него первый класс современный). Отлично - лодку веду я, ответственность на нем. До берега я всегда доплыву.
Приехал я в Очаков, встретился с дедом, пришли в порт. Лодка впечатление произвела даже лучшее, чем рассказывал кум. Уставшая, с местами прогнившим тиком на палубе, грязноватая, но все равно солидная. Нам предстояло провести в Очакове еще несколько дней в ожидании растаможки. Приключения мои начались в первую же ночь.
Еще днем я отметил, что селектор управления двигателем по правому борту накрыт тиковой крышкой вровень с палубой, порядком гнилой, и чтобы ее закрыть, рукоятку надо поставить на реверс, почти на полный газ - то есть горизонтально. Я еще подумал, что на нее нельзя становиться.
Ночью захотелось мне по нужде, и чтобы не шуметь в незнакомой каюте в поисках гальюна, я тихонько вылез на палубу. На корме по левому борту к релингу и рамке бимини была привязана канистра, и я полез на правый. Сделал свои дела, а после них - роковой шаг назад. Я стал именно на эту чертову крышку, она с треском провалилась, и что-то металлическое отлетело в кокпит. Хорошо хоть ногу не сломал.
Рычаг вырвало с мясом - то есть разорвало силуминовую ось. Деда решил не будить, пусть, думаю, спит спокойно, скажу утром.
Поутру я оценил его спокойствие - он просто сокрушенно рассматривал рычаг. Я снял блок управления и сказал, что поеду в Николаев (час езды на маршрутке) и починю его где-нибудь на заводе. Как водится, сломалась самая сложная деталь - отливка с круглыми несимметричными зубьями и осью рычага.
В общем, на заводах ничего подобного сделать не смогли или не захотели, и мы купили новый селектор Volvo Penta. Дед сказал, что вычтет с меня половину, я согласился.
Селектор я установил, отрегулировал, и дед остался щаслив - новый рычаг был несказанно круче, и теперь все должны были думать, что у него новый двигатель Volvo Penta, о чем хвастливо было сказано на крышке селектора. К тому же, в новом селекторе была кнопка для прогазовки без хода, которой в старом «телеграфе» не было. Впоследствии она очень пригодилась.
Еще в первый день по приезду, откушав супа из брикета, я понял, что готовить придется мне. Суп этот был уникальным произведением, от которого у меня болел живот целый день.
День на третий к нам присоединился третий член экипажа - двоюродный брат деда, мужик - работяга лет сорока пяти, на яхте в первый раз в жизни. Условно назовем его Колей.
Провели мы в Очакове в итоге больше недели. Ездили в Николаев за припасами, готовили лодку к переходу, мучались с жадными таможенниками и брокерами. В конце концов, растаможились, забункеровались водой и топливом, и пополудни вышли.
Когда выходили, ветер был средний. Мы вышли на фарватер Днепровского канала и пошли в фордевинд - бакштаг под гротом и стакселем. У всех было отличное настроение - наконец-то вырвались, и его не могла испортить даже надвигавшаяся с берега грозовая туча. Когда налетал шквал, заходило на галфинд и даже полный бейдевинд, поэтому временами паруса майнали и шли под мотором.
Шквал проходил быстро, туча шла с нами параллельно. Прошли устье Буга, стало темнеть. Фарватер стал уходить левее, в сторону Рвача - протоки в устье Днепра. Вскоре задуло на порывах до восьмерки, разогнало короткую трехметровую волну. Пошли под наполовину скрученной генуей и гротом с двумя полками рифов, так как мотор выгребал слабо.
В сумерках чуть не сели на мель, не увидев следующий фарватерный буй. Вовремя заметили сетки и водоросли справа, быстро скрутили поворот. Под парусами вернулись на фарватер. Надлежащий курс получился левентик, фарватер довольно узкий, шторм усиливался. Паруса смайнали и пошли под двигателем.
Я стоял на руле, дед с Колей сидели зеленые в каюте. Коля громко причитал, зачем же он полез на эту яхту, и ожидал скорой смерти. Двигатель на полных оборотах давал максимум три узла, после каждой большой волны лодка останавливалась полностью. Часто волна прокатывалась по палубе от носа до кормы, накрывая меня с головой. Вода была теплая, и это спасало.
Двигатель - какой-то немецкий дизель 30 лошадок, 1995 года выпуска, на полных оборотах сильно вонял в каюту горелым маслом. Приходилось сбавлять обороты, тогда мы еле продвигались. Дед все время бегал на корму проверять охлаждение, так как из датчиков работал только датчик давления масла.
Вскоре вокруг начали бить молнии. Я спросил у деда, есть ли громоотвод с мачты на киль. Дед ответил, что собирался его сделать, но забыл. Тогда молитесь - сказал я. В итоге гроза нас пощадила, по мере продвижения к верху лимана волнение становилось меньше. Часам к десяти вечера мы вошли в Рвач и стали на ночь в небольшом заливчике слева сразу у входа, возле какой-то супермодной виллы. Поужинали и легли спать.
Встали в шесть утра, позавтракали и в путь. Быстро прошли Рвач и вышли на основное русло Днепра. Ветра с утра не было, шли спокойно под двигателем. Наслаждались природой. Ближе к Херсону все берега застроены небогатыми дачами, местами с собственными причалами и даже подъемниками для моторок. До Херсона дошли без приключений, ошвартовались на городской набережной.
Коля остался сторожить яхту, а мы с дедом отправились к погранцам закрывать каботаж Очаков - Херсон. Суровые стражи границы промурыжили нас часа три, не зная, что с нами делать. Дело в том, что мы шли без флага, так как яхта была снята с реестра в Израиле, растаможена на Украине, но еще не зарегистрирована. В Очакове пограничники рассудили, что без флага никак нельзя, и написали, что флаг израильский. В итоге, после различных звонков в инстанции, которые ничего не дали, они закрыли каботаж и отправили нас в портнадзор. Там за относительно небольшие деньги нам провели техосмотр, не смотря на лодку, и проверили знания деда, так как талон был просрочен. Выдали документ - Акт осмотра, где написали, что мы имеем право на разовый переход Херсон - Киев в светлое время суток.
Купив немного еды и горючего, мы пообедали и вышли на Каховку.
Продолжение следует