Невечный покой

Apr 04, 2014 11:55

Поездку в это чрезвычайно атмосферное место, окутанное тишиной и печалью, я не забуду никогда. Время здесь будто застыло. Уважаемые ЖЖители, представляю вашему вниманию репортаж с кладбища паровозов.



Кладбище паровозов.
Ржавые корпуса.
Трубы полны забвенья,
свинчены голоса...
Ярослав Смеляков, 1946

Когда на смену паровозной тяге пришли тепловозы и электровозы, «старшее поколение» локомотивов поначалу оставалось «в запасниках» локомотивных депо в качестве стратегического резерва. Однако когда СССР вошел в стадию «полураспада», постановлением правительства все паровозы были списаны. Красавцы-локомотивы с великой историей, ковавшие промышленную мощь нашей страны, буквально спасшие ее в годы Великой Отечественной, в одночасье стали вторчерметом. Нельзя без боли вспоминать, как

в эпоху хаоса 1990-х один за другим эти раритеты разрезали на части и сдавали в металлолом.

Этот варварский способ заработка, приносивший, кстати, совсем не великие барыши, тут же встал на поток.
Так бы и сгинули паровозы в небытие, оставив о себе память лишь в виде немногочисленных памятников на отдельных станциях. Однако в 2007 году вышло другое постановление, содержание которого было прямо противоположно первому: паровозы сохранить! И не просто сохранить, но и содержать в исправном состоянии.

Не менее пяти машин на каждой дороге должно быть потенциально на ходу, гласило распоряжение.

На Западно-Сибирской железной дороге эту почетную миссию несет база запаса эксплуатационного локомотивного депо Белово (ТЧЭ-14), разместившаяся на станции Промышленная. И это едва ли не единственный островок на дороге, где сохранились отголоски величавой эры паровозов. Восемь стальных черных громадин серии Л (они же «Лебедянки»), с колесами в человеческий рост, стоят в ряд на путях этого предприятия. И не только стоят.

- Как минимум раз в два месяца мы с помощью маневрового тепловоза перемещаем каждый паровоз на пять-восемь метров, чтобы подшипники не застаивались.


Проворачиваем вручную и другие их подвижные детали. Все это делается для сохранности деталей техники, - объясняет начальник базы запаса ТЧЭ-14 Владимир Гопта.
Самым «пожилым» из этих локомотивов уже более 60 лет.


Осмотрев первый попавшийся на глаза паровоз, замечаю, что шток поршня у него заботливо обвязан дощечками - так работники базы запаса сберегают его от ржавения.


На окнах кабины установлены деревянные решетки, которые также смастерили рабочие базы, дабы окна не побили, случайно или нарочно.


Забираюсь в кабину машины. На котле - табличка, сообщающая, что он законсервирован cиликагелем. Аналогичным материалом, сохраняющим поверхность сухой, проложена и топка.


Осмотревшись, понимаю, что локомотивным бригадам приходилось работать в более чем спартанских условиях: видимость минимальная, автоматики никакой, как и утепления стен. Героические были люди...




На базе запаса ТЧЭ-14 сохраняется и другое историческое наследие железной дороги: вагоны, тепловозы, электровозы, которые тоже уже отработали свое, однако при необходимости еще могут послужить. В связи с обновлением парка депо Белово, который сейчас активно пополняется электровозами нового поколения 2ЭС10 «Гранит», на базу запаса еженедельно поступает по два-три «сошедших со сцены» локомотива устаревшей серии ВЛ-10.


Благодаря этому во время прогулки по междупутьям базы создается ощущение, что я нахожусь в музее железнодорожной техники на станции Сеятель. Кстати, с этим музеем у базы запаса налажена непосредственная связь. Но мысль о том, что все эти «экспонаты» уже завтра готовы выйти на линию, если «позовет труба», напоминает, что я все-таки на производственном предприятии.
- Рядом с нашей территорией тянутся пути общего пользования, - говорит Владимир Яковлевич. - Когда мимо проезжает электричка, многие пассажиры, особенно мальчишки, прямо-таки льнут к окнам, желая получше рассмотреть через забор нашу технику и, в первую очередь, конечно, паровозы.


По словам начальника базы запаса,

реанимировать любой из восьми паровозов можно всего за сутки.

Если поступит такой приказ, к восстановлению паровоза привлекут специалистов, ветеранов-ремонтников, руки которых, вероятно, еще помнят былую работу. Есть в депо Белово машинист, имеющий право вождения паровоза, так что и за бригадой дело не встанет.
К слову, меньше года назад президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал еще одно распоряжение о восстановлении работоспособности раритетной техники. Документ предписывает использовать паровозы для экскурсионных и туристических целей и для пропаганды железнодорожного транспорта. Проще говоря, будут создаваться новые ретропоезда. Не напрасно центральный аппарат компании регулярно интересуется в своих телеграммах: сколько осталось на Западно-Сибирской паровозов и в каком они состоянии?


В разговоре о «подопечных» паровозах у Владимира Гопты то и дело проскальзывает: «Они ведь живые». Чувствуется, что

коллектив базы запаса относится к технике, переданной им на сохранение, как работники заповедника - к животным, внесенным в Красную книгу:

бережно, с заботой и сочувствием, осознавая всю важность своей миссии. Параллели и правда явные: в 1990-е «браконьеры» вырезали едва ли не весь этот «вид», остались лишь неживые «чучела» в музеях и на постаментах, и теперь небольшому коллективу поручено сохранить те единицы, что еще есть «в природе». Коллектив подразделения и правда невелик - девять человек: подсобные рабочие, сторожа, слесари и сам начальник, но рук хватает.


Удар лихой эпохи, о котором сказано выше, приняла на себя и база запаса на Промышленной.

- Если к концу 1980-х здесь размещалось порядка 60 паровозов (не только «Лебеди», но и «Эрки»), то к 2000 году - всего 18, -

вспоминает председатель совета ветеранов подменного пункта станции Промышленная Анатолий Михайлов, сам когда-то руководивший базой запаса ТЧЭ-14.
После издания спасительного постановления-2007 локомотивы если и уходят за пределы базы, то только чтобы украсить одну из станций нашей магистрали в качестве памятников. Так, паровоз-памятник на станции Называевская, открытый в канун Дня железнодорожника-2011, еще недавно коротал деньки на Промышленной.


- Кто-то называет нашу базу «кладбищем локомотивов». Это прозвище нам совсем не подходит. Мы скорее «запасной путь дороги»,

- резюмирует Владимир Гопта.


Камерная тишина, успокоение и безмолвие царит на базе запаса, лишь ветер посвистывает на междупутьях. Ощущения, охватывающие того, кто забрел в этот «мавзолей» железнодорожной техники, сложно передать. Это умиротворение, смешанное с легкой грустью. Грустью от осознания того, что еще не так уж давно эти гиганты преодолевали многокилометровые расстояния, вытягивая за собой сотни вагонов, жизнерадостно пыхтели и свистели, чадили дымом... А сегодня престарелые «Лебеди» лишь вспоминают эти лучшие мгновенья своей былой жизни, и в воздухе будто повисли их тяжелые печальные вздохи... Впрочем, быть может, о «лебединой песне» говорить пока рано, и их время еще вернется?


Справка
Магистральный грузовой паровоз серии Л разработан в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта под руководством инженера Льва Лебедянского. До 1947 года серия имела обозначение П - «Победа». С 1945 по 1955 годы тремя советскими заводами было выпущено 4200 «Лебедянок». Один из лучших советских паровозов: конструкционная скорость - 80 км/ч, мощность - 2200 л.с.


...Тут ведь одно железо.
Пусть оно учит всех.
Медленно и спокойно
падает первый снег.

[кнопки для репоста]

интересные факты, Кузбасс, железная дорога, трагедии, мифотворчество, СССР, репортаж, воспоминания, транспорт, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up