Пробки пробками, но основная вина за нерегулярное хождение автобусов и другого транспорта лежит на перевозчиках и на властях, курирующих это направление. Мало кто задумывается, что у всех них есть телефону, а у большинства - еще и электронные адреса и интернет-приемные, и на все обращения граждан они обязаны по закону отвечать. Я сделал подборку всех этих контактов и выстроил алгоритм борьбы за транспортную доступность своего жилища.
Транспортные предприятия:
Для начала стоит обратиться к перевозчику - возможно, ваша проблема решится без подключения властей. Ну или, как минимум, выяснится ее причина.
Во-первых, во всех автобусах и маршрутках обычно в салоне приклеено объявление с телефоном перевозчика, а иногда даже с призывом направлять туда жалобы и предложения. Осмотритесь по сторонам, найдите его и позвоните прямо из автобуса.
Если же таковой информации вы не обнаружили, не беда - вот по этой ссылке перечислены телефоны всех предприятий-владельцев городского общественного транспорта Новосибирска (с указанием принадлежащих им маршрутов). http://www.nskgortrans.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=13 Впрочем, насколько эти телефоны актуальны и все ли маршруты там наличествуют, не берусь судить.
Что касается до конкретно электротранспорта - троллейбусов и трамваем, всем им в Новосибирске муниципальная организация «Горэлектротранспорт». У нее есть свой телефон доверия - 200-15-65, а также сетевая «книга жалоб» - http://www.get-nsk.ru/feedback.php. Все претензии, касающиеся рогатого транспорта направляйте туда. Директор МКП «ГЭТ» - Дмитрий Арнольдович Орешин.
Кроме того, есть единая организация, отвечающая за весь наземный общественный транспорт города, с загадочный названием ЦУГАЭТ - Центр управления городским автоэлектротранспортом при департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска. У центра также есть своя интернет-приемная http://www.nskgortrans.ru/index.php?option=com_consult&view=consult&Itemid=24, а также информационно-справочный отдел: тел. 347-00-47, e-mail gortrans@ngs.ru
Директора ЦУГАЭТ зовут Ольга Ивановна Рязановская, на крайний случай ее рабочие контакты: тел. 222-70-63, факс 222-32-62, e-mail cugaet@rambler.ru
Лицензирование частных перевозчиков-автобусников осуществляет Сибирское управление государственного автодорожного надзора (начальник управления - Василий Федорович Иванько). Может оно и отобрать лицензию у транспортного предприятия, не справляющегося со своими обязанностями, так что жалобу на грубость персонала коммерческого автобуса или маршрутки, несоблюдение расписания и т.д. логично направлять именно туда. Запросы и жалобы они принимают только в письменном виде по электронке: ugadn54@sibmail.ru
Из всех видов общественного транспорта Новосибирска к метрополитену, пожалуй, меньше всего нареканий. Тем не менее, если они у вас появились, вы также можете изложить их в электронном виде: http://www.nsk-metro.ru/Guestbook/add.php либо по телефону 238-84-20. Телефон приемной начальника метрополитена Владимира Михайловича Кошкина - 238-81-10, факс: 346-56-82
Допустим, проблему с нерадивым перевозчиком решить не удалось либо она вообще не в его компетенции. Не беда, есть целая армия чиновников и депутатов, так или иначе несущая ответственность за то, чтобы новосибирцам ездилось хорошо, быстро, безопасно и комфортно. Мы пройдемся по всем ступеням власти, начиная с самой нижней.
Районный уровень:
Калининский район. Начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта Валерий Иванович Федотов: тел. 276-04-86. http://kalin-nsk.ru/administration/e-reception/ - интернет-приемная приемная районной администрации. 276-08-54 - горячая линия районной администрации.
Дзержинский район. Начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта администрации Дзержинского района Александр Викторович Литвинов: тел. 227-57-13. http://www.dz-nsk.ru/internet-priemnaya - интернет-приемная администрации.
Ленинский район. Начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта Татьяна Владимировна Редкокаша: тел. 354-78-16, справочный тел. 228-83-04, e-mail ovvedenskaya@admnsk.ru. http://lennsk.ru/reception/rules - интернет-приемная районной администрации.
Кировский район. Начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта Юрий Дмитриевич Гринчук: тел. 227-48-17.
Центральный округ по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам. Начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта Юрий Александрович Сердюк: тел. 227-56-96.
Первомайский район. Начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта Владимир Валерьевич Кравцов: тел. 337-40-90.
Советский район. Начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта Денис Юрьевич Таранов: тел. 228-86-81.
Октябрьский район. Отдел благоустройства, озеленения и транспорта: тел. 228-81-58.
Районная администрация вам вряд ли сможет помочь самостоятельно и переадресует на мэрию. Начальника управления пассажирских перевозок мэрии зовут Александр Васильевич Лаврентьев. Телефон его приемной - 222-08-44. Его работу курирует заместитель мэра - начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Валерий Анатольевич Жарков. Телефон приемной Жаркова - 227-42-22. А вот и интернет-приемная мэрии - http://www.novo-sibirsk.ru/partition/community/feedback/
Есть в Новосибирске и законодательный орган - городской совета депутатов. Телефон постоянной комиссии по городскому хозяйству горсовета, в число функций которой входит и «организация транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска», - 227-44-48. Председатель комиссии - депутат Игорь Валерьевич Кудин. http://gorsovetnsk.ru/9019/ - электронная общественная приемная совета депутатов Новосибирска
Областной уровень:
Какие-то вопросы мэрия и горсовет также не смогут (или не захотят) решить. Но не стоит отчаиваться: есть еще и областные власти!
http://mintrans.nso.ru/obratnaya/Pages/default.aspx - электронная общественная приемная министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Есть в областном минтрансе человек, который отвечает непосредственно за общественный транспорт. Это начальник управления организации пассажирских перевозок Василий Алексеевич Волокитин: тел. 223-47-77, факс 231-11-75, e-mail: vva@nso.ru
Ответственность за весь транспорт региона несет министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Михайлович Титов. Телефон приемной министра 210-11-14, факс 217-94-14, e-mail: grma@obladm.nso.ru
Если министерство транспорта будет бездействовать, впору будет подключить и Законодательное собрание Новосибирской области. В комитете по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания председательствует Сергей Николаевич Титков. Телефон комитета - 223-12-60, e-mail: k_trans@zsnso.ru. http://zsnso.ru/priemnaya/ - интернет-приемная Законодательного собрания НСО.
Если и тут вы зайдете в тупик, вам ничего не помешает обратиться к первому лицу региона - губернатору Новосибирской области Василию Алексеевичу Юрченко. Ссылка на его электронную приемную, где можно не только отправить письмо с описанием проблемы, но и проверить статус обращения: http://www.priem.nso.ru/obrgr.php
Кроме того, по вопросам безопасности движения набирайте телефоны доверия областного управления ГИБДД: 232-67-11 и 8-913-787-85-95, а также "службу жалоб" госавтоинспекции: 239-20-20. Сюда можно обращаться, если водитель маршрутки или другого общественного транспорта превышает скорость, набирает слишком много пассажиров в салон и т.д.
Федеральный уровень:
Если местные власти всех уровней в ответ на ваши справедливые требования констатировали свое бессилие, ничего другого не остается, как идти еще выше.
Для начала можете направить электронное письмо полномочному представителю президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктору Александровичу Толоконскому: http://www.sibfo.ru/kontrol/internet-letter-info.php Телефон информационно-справочной службы полпреда: 220-17-80.
http://www.nso.ru/authorities/legislature/Pages/default.aspx - здесь перечислены телефоны новосибирских общественных приемных сенаторов и депутатов Госдумы РФ от Новосибирской области. Помимо этого, депутат Думы от НСО Илья Владимирович Пономарев создал сайт сообщай.рф, куда можно обращать любые запросы, вплоть до ям на дорогах, и они будут рассмотрены аппаратом депутата.
http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/ - здесь можно написать интернет-обращение в Госдуму со своей проблемой. А вот контакты приемной комитета Госдумы по транспорту (но это только для реально глобальных тем): тел. (495) 692-72-71, (495) 692-42-78, факс: (495) 692-60-23, e-mail: transport@duma.gov.ru. Председатель комитета - депутат Евгений Сергеевич Москвичев: тел. (495) 692-42-78, (495) 692-72-71, факс: (495) 692-60-23, e-mail: transport@duma.gov.ru
http://pisma.council.gov.ru/ - у Совета Федерации РФ также есть своя виртуальная приемная, правда, прежде чем отправить обращение, здесь нужно зарегистрироваться…
http://www.mintrans.ru/reception/index.php - интернет-приемная министерства транспорта РФ (министр - Максим Юрьевич Соколов). http://government.ru/letters/ - интернет-приемная правительства России. Но все это опять же для обозначения по-настоящему серьезных системных проблем города, области или страны, иначе вас просто сочтут за сумасшедшего и не рассмотрят обращение всерьез.
http://rzd.ru/faq/public/ru?STRUCTURE_ID=383 - общественная интернет-приемная ОАО «РЖД», где в том числе ждут ваших предложений по работе пригородных электричек. Телефон единого информационно-сервисного центра РЖД: 8-800-775-00-00 (бесплатно по России).
Наконец, не найдя правды в чиновничьих кабинетах, обратитесь к гаранту нашей Конституции - президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину: http://letters.kremlin.ru/
Начинайте с районного уровня и по мере необходимости двигайтесь вверх, пока не добьетесь нужного.
Вместо послесловия:
Если ваше обращение будет разумным и конструктивным, а проблема - более или менее серьезная, вас, возможно, пригласят на личную встречу с соответствующим чиновником.
Обязательно подкрепляйте все ваши жалобы, претензии и доводы документально: фотографиями толп людей, ожидающих в мороз на остановке автобус, переполненных салонов маршруток и автобусов, их полуразваленного состояния и залитости грязью и других нарушений, а также недостаточное количество подвижного состава на маршруте (для этого сделайте принт-скрин онлайн-карты общественного транспорта Новосибирска http://maps.nskgortrans.ru/), неудобное расписание (городской транспорт - http://www.nskgortrans.ru/index.php?option=com_planrasp&view=planrasp&Itemid=22, электрички - http://www.express-prigorod.ru/routes/search/), аудиозаписи разговоров с чиновниками и транспортниками (не брезгуйте ходить на встречи с диктофоном), цитаты из СМИ (с указанием названия СМИ и даты выхода), подтверждающие те или иные обещания служителей народа и перевозчиков и т.д. Лучше всего будет собрать сотню или больше подписей жителей вашего района с тем или иным требованием - с таким аргументом любому бюрократу будет непросто спорить.
Если же вы придете на встречу с одними лишь эмоциями, то уйдете ни с чем. Вам лишь заговорят зубы, что вы все утрируете и плохо понимаете, и вообще все хорошо.
Разумеется, чтобы добиться хоть каких-то позитивных изменений, нужно быть готовым ко многим испытаниям. Возможно, будут долго не брать трубку, хамовато разговаривать, пытаться всеми правдами и неправдами отвязаться от вас. Ждать ответы на интернет-обращения, вероятно, придется не одну неделю и в итоге получать банальную отписку, мол, «мы работаем в этом направлении, ситуация под контролем». Попасть на личный прием к чиновнику, наверное, получится, лишь прождав в приемной не один час.
И запомните: вы не жалуетесь, не выпрашиваете и не навязываетесь. Вы лишь спрашиваете с тех, кто работает на вас, как начальник с подчиненного за плохую работу. Ведь все это многослойное сообщество чиновников и политиков получает солидную зарплату и пользуется многими другими материальными благами, и оплачивается это все из ваших налогов. Они только для того и сидят в своих роскошных кабинетах, чтобы вы могли без всяких проблем доехать в любую точку города.
Разумеется, оперативных и кардинальных изменений ждать не стоит, но поверьте, если вы не бросите это благое дело на полпути, результаты будут. Обратите вертикаль власти себе на пользу: если госслужащий не помог, сообщите об этом в вышестоящий орган власти, и тот обязательно получит по шапке и зашевелится.