Сети подземелья

Oct 18, 2013 13:19

До сих пор ходит много слухов о том, что наиболее значимые здания Новосибирска связаны между собой сетями подземных переходов. Якобы вокзал Новосибирск-Главный, здание областного правительства, оперный театр, штаб Сибирского военного округа и еще ряд домов едва ли не с 1930-х годов соединены огромными подземными ходами, а то и секретными ветками метро, и вход туда доступен лишь избранным...
На самом же деле, все это не более чем легенды, реальных оснований под собой не имеющие. Однако в центре сибирской столицы и правда имеется один подземный ход, соединяющий два весьма значимых административных здания, и я впервые хочу рассказать о нем в интернет-пространстве.

Прокопан он под улицей Урицкого в месте самого ее завершения, параллельно с Вокзальной магистралью, и соединяет два здания управления Западно-Сибирской железной дороги (Вокзальная маг., 12 и 14).



Не спешите воображать холодные темные катакомбы, где пахнет сырой землей, а с потолка свисают сталактиты и капает грязная вода. Переход облагорожен в лучшем виде:


О том, когда он появился и как прокапывался, у меня нет информации, ясна лишь цель: работники управления дороги могут переходить из одного здания в другое (а это им приходится делать частенько), не одеваясь, не минуя дважды проходную, не делая крюка и вообще без всяких проблем.


Переход под Урицкого неглубок (по моим прикидкам, около 10 м глубины), здесь всегда в меру прохладно, от звука шагов разносится эхо. Стены и потолок отделаны по высшему уровню. Светильники энергосберегающие и загораются только тогда, когда по переходу кто-то идет.


На стенах развешаны электронные фоторамки. Фотографии, показываемые ими, подобраны в зависимости от времени года и ближайших праздников (9 мая, День железнодорожника, Новый год и т.д.). Но чаще всего рамки проецируют фото железнодорожных объектов: вокзалов, поездов, путей и т.д.




В самом конце (или начале?) перехода, со стороны здания по Вокзальной маг., 14, установлена небольшая скульптура известного омского скульптора Александра Капралова, из-под "пера", а точнее, рук которого вышли такие известные и запоминающиеся скульптуры, как омские «Дон Кихот», «Динамическое равновесие», «Крест несущий», новосибирский «Трон» и многие другие.


Сам скульптор, кстати, весьма удивился, узнав, что одна из его работ оказалась в управлении Западно-Сибирской железной дороги.
"Да, это моя работа, - сказал мне Александр Николаевич, увидав это фото. - Старая, года 2005-го, и довольно слабенькая. Сейчас я уже работаю на другом уровне и, можно сказать, стыдно за скульптуры того периода (улыбается). Замысел ее был таков: земной шар и ангел, сидящий наверху. А сама наша планета и одновременно клетка при этом пробита насквозь гвоздями. Помнится, у ангела в руках были весы, но на фото я их почему-то не вижу… Как она оказалась в управлении дороги? Понятия не имею! Я делал в Новосибирске пару выставок, часть работ осталась там и разошлась. Вообще, свои скульптуры я подчас обнаруживаю в самых неожиданных местах: состоятельные люди приобретают их, дарят кому-то, выставляют в офисах и т.д."


О самом скульпторе и его грандиозной мастерской, где мне повезло побывать, я расскажу в одном из следующих постов.
Ну а что касается подземного перехода, роднит его с его вымышленными "прототипами" одно: вход туда доступен только "избранным". В управлении дороги жесткая пропускная система, поэтому пройтись по подземному ходу в центре Новосибирска могут себе позволить лишь немногие.

[кнопки для репоста]

интересные факты, железная дорога, Омск, мифотворчество, Новосибирск, подземелье, культура и искусство, репортаж, городская среда

Previous post Next post
Up