В развитие статьи Лекса Кравецкого про само-дезорганизацию приведу вам показательный пример само-дезорганизации без столкновения интересов нескольких индивидуумов - в единичном, так сказать, исполнении.
Товарищ сообщает, на прошлой неделе видел - на участке дороги между Вилядью (Арх.обл.) и Сыктывкаром на выбоине с поворота вылетела "Тойота" с московскими номерами. Связи нет - ни одной соты в округе. Торможу. Стоит один:
- Жертвы есть?
- Не, братан, я один. Не подбросишь до Сыктывкара?
- Да я вообще-то в другую сторону - а тут больше полусотни км..
- А ментов вызвать - мне протокол в страховую надо?
- В зону связи вьеду - вызову. Только долго ждать придется - далеко тут. А как вылетел-то? Уснул за рулем, что ли?
- Да колдобина!
- Дак ведь знак стоит - "40 км" и "Неровная дорога" - чего не сбросил-то?
- А зачем - ведь ни одного мента рядом! Я нормально шел 110!
- Ну тогда жди! Лето - не замерзнешь. Вообще-то в этих местах
предупреждающие знаки ставят, чтоб пореже к таким перевертышам ездить.
Не знаю, сколько он там ждал - ГИБДД я вызвал через полчаса.
Зато свобода - газуй как можешь - штрафовать некому! Кроме дороги.
Разумеется, демократически мыслящий читатель ответит нам:
"Вот! А в цивилизованных странах, где демократия, нет колдобин, и можно ехать 110!"
Рассказывать о том, что в "демократических странах" нифига не рай, и колдобин там тоже навалом - бессмысленно. Равно как и о том, почему в этих самых демократических странах власти так жёстко имеют водителей за нарушение скоростного режима и знаков, а граждан - за нарушение законов. То есть что в мире "свободы" у этой "свободы" на самом деле есть рамки, и рамки эти весьма узкие, а наказание вышедшему за рамки такое, что "совковый тоталитаризм" на этом фоне покажется детским садом.
Все это рассказывать бесполезно. Потому что либертарианство - это не научное течение, это ВЕРА. Притом крайне фанатичная и тоталитарная по сути.
Второй пример близок к этому - вот жила-была жена хоккеиста футболиста М. Любящий муж купил ей Бентли. И она как-то ночью села в свой Бентли, как сообщают в прессе, "сильно выпивши", и погнала-погнала в своё удовольствие по ровной дороге, и даже если там можно было ехать 110 - то она ехала еще гораздо быстрее. А дело было зимой, и законы физики таковы, что вода имеет свойство при температуре ниже 0 градусов замерзать, превращаясь в лёд, а оный лёд скользкий, и даже если у тебя самые дорогие покрышки с Кристаллами Сваровски вместо шипов - они не держат Бентли на льду так же хорошо, как быдляцкая Белшина ржавую шестерку-жигули на чистом асфальте.
В результате на очередном повороте Бентли улетела с трассы, взлетела в воздух, пробила щит с рекламой и со всей дури ударилась в дерево, отчего жена М. скончалась на месте.
Это крайний пример само-дезорганизации. Пример, когда свобода убивает.
Но интересен этот пример тем, насколько индивидуум на самом деле в состоянии оценить последствия своих желаний.
Девушка М., конечно, не хотела умереть. Она хотела быстро ехать. Невзирая на зиму, ночь, алкоголь и разрешенную скорость.
Вот это "невзирая на" и есть тот косяк, за который спотыкаются все либертарии.
Потому что человек хочет "Как Лучше" не просто лично для себя, но еще и не вполне понимая последствия лично для себя этого Как Лучше. Которое с последствиями оказывается совсем не Как Лучше.
Помните гениальную формулу Черномырдина? ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ - А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА.
Вдумайтесь в нее. Если хотят "как лучше" - всегда получается - задница.
Подумайте - отчего так. Ведь хотели-то как лучше.
В сущности свобода - это иллюзия выбора.
Лучше иметь два сорта колбасы по ГОСТу, чем сто непонятно из чего сделанных (причем на самом деле понятно из чего - из говна все сто, или пусть 99 - это на самом деле ничего не меняет, вероятность того, что вам попадется не из говна, исчезающе мала).
Зачем в магазине двести сортов шампуня - чтобы вы потратили полжизни на то, чтобы все их перепробовать? Да вы никогда их все не перепробуете. И, следовательно, перед вами иллюзия выбора, причем выбора крайне ограниченного - из нескольких сортов, которыми вы уже пользовались, и НЕИЗВЕСТНОЙ ФИГНИ, которой вы не пользовались.
Неизвестной фигни много как бы разной. Но вы всё равно её не пробовали, и для вас что "Salomons", что "Derwish" - все одно.
Так называемая "конкуренция" по факту снижает качество, ибо все стремятся снизить издержки, чтобы не обанкротиться и получить больше прибыли. При этом конкуренция вынуждает тратиться на рекламу и промоушен - чтобы именно твой товар покупали. В результате деньги, которые могли бы пойти на нормальные компоненты и качественный техпроцесс, уходят на бессмысленный рекламный звон.
В результате умнейшие уже заметили прямую корреляцию - чем больше рекламы продукта, тем большее дерьмо сам продукт и тем заряженнее на него цена. А ведь реклама - это прямое порождение конкуренции. Конкуренция снижает качество (в попытке снизить себестоимость) и увеличивает цену товара (из-за непроизводственных расходов на рекламу, проталкивание товара в сети, и т.д.).
И не надо забывать про эффект масштаба - следить за качеством и снижать издержки проще, когда ты производишь миллион тонн одинаковой колбасы, а не миллион разных по одной тонне. Так что для конечного потребителя, равно как и для экономики в целом, лучше несколько сортов колбасы, чем несколько сотен. Получиться и дешевле и качественнее.
Знаете такую глобальную систему стандартизированного общепита как макдональдс или старбакс? Посмотрите объемы продаж и сравните с частными реcторанами и закусочными.
Знаете, что объем продаж Волмарта больше всех остальных мини-магазинов, принадлежащих частникам, вместе взятых?
Эти примеры показывают, что даже "свободный" бизнес инстинктивно стремится к укрупнению и в пределе к монополии на рынке - именно в такой форме достигая предельной эффективности.
А какая свобода в монополии? Ну или даже если рынок поделен между тремя-четыремя крупными игроками?
На самом деле парадоксальным образом конкуренция есть всегда - она может быть и между товарами совершенно разных групп. К примеру, если у вас есть деньги на дачу, вы можете купить вместо нее автомобиль и катер, или обменять квартиру на большую, или поехать в круиз на полгода.
Когда вам суют тыщу разных проектов дачи - это не конкуренция, это иллюзия. Если вы не специалист-строитель, вы просто не поймёте, какой лучше, а какой - полное гэ, и будете "выбирать" наобум или по каким-то мутным эстетическим ощущениям.
Тыща разных моделей мобильников - это не выбор, это дурман. Поскольку из них 990 - гуано и полу-гуано, но вы ведь не специалист, да даже если специалист - вы не можете этого сразу понять, повертев мобилу в руках три минуты в салоне. Вам создают видимость "выбора", чтобы вы методом тыка брали гуано.
В этом и состоит главная задача "разнообразия" - замаскировать и впарить кал.
Observer специально для bohn.ru