Массовая бедность, переходящая в нищету, ведет к деградации народа
Незащищенность трудовых прав граждан России вошла в поговорку. Трудовой кодекс позволяет бизнесу не только платить зарплату ниже прожиточного минимума, но и запрещать забастовки, что привело к распространению голодовок: запретить калечить себя пока не додумались даже «взбесившиеся принтеры».
Категорический отказ в пользу захлебывающихся в роскоши чиновников от принятой во всем мире прогрессивной шкалы подоходного налога превратил Россию в налоговый рай для миллиардеров и налоговый ад для всех остальных. Либеральные реформаторы создали уникальную регрессивную шкалу обложения оплаты труда: чем человек беднее, тем больше он должен отдавать. Богатейшие люди через индивидуальные предприятия могут платить 6% доходов, - а с бедняков, в том числе живущих на зарплату ниже прожиточного минимума, государство требует 39% (из фонда оплаты труда забирается 30% соцвзносов, а с остатка 13% подоходного налога).
Заведомо непосильный фискальный пресс уже вытолкнул в «теневую сферу» от 17 до 30 млн. работников, - и их исход продолжается. Они не платят налоги (что подрывает региональные и пенсионные бюджеты) и в принципе не могут защищать свои трудовые права.
Беззащитность трудящихся оборачивается низкими доходами, - а значит, нехваткой спроса, тормозящим развитие страны. Массовая бедность, переходящая в нищету, ведет к деградации народа, исчезновению трудовой мотивации и не хуже либеральной реформы образования разрушает рабочую силу России.
Между тем ясно: оплата труда не может быть ниже реального (а не бесстыдно заниженного, как сейчас) прожиточного минимума, дифференцированного по регионам и крупным городам в зависимости от климата и уровня цен. Феномен «работающей нищеты», при котором полностью занятые получают меньше прожиточного минимума (что, по сути, означает их медленное умерщвление), недопустим.
Нужна уголовная ответственность за нарушение работодателем Трудового кодекса и заведомо ложное «стажерство», при котором молодежь берут на работу без оплаты (для «обучения в процессе работы», или «на испытательный срок», или «в порядке конкурса»), а потом выгоняют.
Крупные трудовые коллективы должны избирать в руководящие органы предприятия своих представителей (для акционерных обществ - независимых членов Совета директоров) с правом вето. Разумеется, работодатель должен быть лишен возможности увольнять их. На предприятиях, где вместе с дочерними фирмами и филиалами занято более 2 тыс. наемных работников, следует по примеру Германии учреждать Наблюдательные Советы - поровну из представителей собственников и работников.
Трудовой коллектив должен иметь право получать коллективную собственность над предприятием при угрозе его банкротства, - разумеется, с реструктуризацией долгов.
Долг по зарплате свыше 2 месяцев по решению трудового коллектива может погашаться передачей ему соответствующей части акций, долей или паев предприятия. При снижении зарплаты по инициативе работодателя ее уменьшение также должно компенсироваться передачей работникам доли в капитале предприятия.
Все решения, касающиеся уровня оплаты, условий труда и статуса предприятия, не должны вступать в силу до согласования со всеми профсоюзами, объединяющими более 10% работников предприятия. Это позволит повысить роль профсоюзов и преодолеть профсоюзный монополизм.
В бюджетных организациях создано нетерпимое положение, при котором руководитель может направить огромную часть финансирования на оплату себя и своего окружения, оплачивая непосредственно работающих сотрудников по остаточному принципу. Это один из основных инструментов саботажа «майских указов» президента Путина: фонд оплаты труда бюджетников увеличивается, а реальные доходы специалистов остаются прежними, а то и падают. Для решения проблемы надо восстановить отмененную в начале «нулевых» «тарифную сетку» зарплат в бюджетном секторе, привязав их к должности и квалификации.
Несмотря на политические спекуляции, необходимо равноправие работников вне зависимости от гражданства. Это исключит социальный демпинг и разрушение рынка труда массовым завозом гастарбайтеров, восстановит стимулы для повышения качества российской рабочей силы и для технологического прогресса (ибо дешевый рабский труд часто делает невыгодным даже применение техники, не говоря о ее совершенствовании).
Однако работа должна предоставляться в первую очередь гражданам России, и только при полном отсутствии их желания - иностранцам. В отношении постсоветских стран, подавляющих русскую культуру (в частности, исключивших русский язык из школьной программы), необходим визовой режим.
Нелегальных мигрантов из России надо высылать за их счет (если у них нет денег - после участия в общественных работах). Организаторы же их ввоза и работодатели должны караться за работорговлю. Отказ высылаемых нелегальных мигрантов от сотрудничества со следствием (включая сокрытие своих работодателей и организаторов транзита) должен караться по Уголовному кодексу как участие в оргпреступности.
Для облегчения интеграции низкооплачиваемых гастарбайтеров следует обязать использующие их труд предприятия проводить за свой счет их культурное просвещение в течение не менее одного часа каждый рабочий день.
При этом низкооплачиваемый иностранный работник не должен находиться в России более 11 месяцев подряд; после каждого такого периода он должен проводить на родине не менее полугода.
Разумеется, для решения перечисленных задач должна быть нормализована работа Рострудинспекции, которая сейчас почти незаметна.
Многие бизнесмены и политики искренне считают защиту труда дикой и в принципе невозможной в современной России нелепицей. Однако трудовое рабство исключает возможность развития, так как здоровой экономики просто не бывает без здоровой (то есть защищенной) рабочей силы.
Михаил Делягин
[link]