Барсумская рулетка. Второй Тур. "Сердце Тьмы" Джозефа Конрада.
Jul 20, 2013 09:07
Есть в цивилизованной жизни такие штуки из разряда MUST .
[Хочешь -не хочешь, но если ты леди....] Хочешь -не хочешь, но если ты леди, то в твоем гардеробе маленькое черное платье ( пусть даже размера 64-й немецкий) MUST висеть/ к примеру/:)
Причем сложность как раз в том, что это самое MUST может поворачиваться то одним боком - то другим. Скажем, - идентичность сумки и туфель по цвету. Лет 30 назад - MUST! MUST! MUSTее и быть не может. А как только сумок и туфель стало в магазинах МНОГО и появилась реальная возможность достичь той идентичности легко- законодатели мод немедленно сделали ее фу-фу-фу. И если нынче леди выходя из дома и бросив прощальный взгляд на себя прекрасную в зеркало обнаруживает , что она спросонок надела туфли цвета шамуа , а сумочка для ноутбука у нее аккурат того же оттенка- то леди либо оставляет дома ноутбук, либо храбро впрыгивает в вердепешевые кроссовки:)
Джозеф Конрад , точнее именно его повесть " Сердце тьмы"- это такое интеллектуальное MUST! Входит в массу всевозможных списков:
В программу университетского курса Конрад включаем ВСЕГДА. А как же-с! Ведь произведениями Дж. Конрада "зачитывались не только простые смертные, но и будущие собратья по перу - несколько поколений литераторов от Дж. Лондона и Э. Хемингуэя до У. Фолкнера и Грэма Грина учились у него искусству композиции, лапидарной емкости описаний, выразительной музыке фраз."(конец цитаты)
То есть у меня была масса оснований ПРОЧЕСТЬ. Но - не хотелось:)
И "Мост через реку Квай" Пьера Буля был мной прочитан с удовольствием . И "Полые люди" Эллиота. И зарубочка по поводу их эпиграфов мной была мысленно сделана, разумеется.
Но томик Конрада томился на книжной полке вдали от моего читательского внимания.
Фабула повести проста. Главный герой, Чарльз Марлоу, рассказывает о том, каково это: быть капитаном парохода, делающего рейсы в Африку за слоновой костью. И как меняет среда , ломая под себя того, кто нецелостен. ( Как вариант: среда дает раскрыть в себе то, что было загнано в подполье цивилизацией и воспитанием:))
Что в этой книге можно увидеть? Можно увидеть одно из обличений империализма, его лицемерия и жестокости. То есть прямо за углом - под обложкой повести - читателю весело помахивает хвостом идея о том, что цивилизация есть зло, а невинная первобытность туземцев - благо, поэтому африканцы полны жизни, приспособлены к существованию на своей земле, а европейцев безжалостно косят болезни, то есть напрасно эти "полые люди" (дададада, это выражение именно Конрада!) пытаются ослепленные наживой насаждать цивилизацию вдали от ее истоков.
А можно и наоборот: в "Сердце тьмы" Конрад выступает поборником имперских взглядов и установок. Африка- вот оно "сердце тьмы", вряд ли в эту метафору вложен положительный смысл. Безымянная река , по которой поднимается пароход Марлоу, извилистая, опасная, зловещая, - символ тьмы. Да и без расовых предрассудков не обошлось, конечно же.
Природа сильна, а человек мал и слаб. Природа вечна, а история человечества самонадеянна и быстротечна. Мир противоречив и противоречия его неразрешимы.
Но Чарльз Марлоу выполняет свой ДОЛГ. И каждый получает свое: официальное лицо- отчет Курца, родственники - письма , невеста- письма и фото.
Курц же получает смерть. А был таким эффективным менеджером, мда. И последнее. Пафосное. Дай мне, Боже, умереть не со словами Курца на устах.