Дискуссия по номерным флотам СССР

Feb 11, 2019 17:43

Пост большой, но что делать, тема такая. Итак, предыстория вопроса. На основании Постановления СНК СССР № 383-158, приказом Наркома ВМФ №0015 от 25 февраля 1946 года ( другая информация - от 18 февраля) Балтийский флот был разделен на два флота: Северо-Балтийский флот (с января 1947г. - 8-й ВМФ), командующий флотом адмирал В.Ф.Трибуц, главная военно-морская база -Таллинн и Юго-Балтийский флот (с января 1947г. - 4-й ВМФ), командующий флотом адмирал Г.И.Левченко, главная военно-морская база -Пиллау.


В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделён на два флота - 5-й ВМФ (главная база-Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база-Советская Гавань). В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.
Как утверждается в следующей цитате и подтверждается воспоминаниями Н.Г. Кузнецова, это решение родилось непосредственно в ближнем круге Сталина и Кузнецов был категорически против, что стало причиной его падения:
"Весной 1946 года Сталин неожиданно вызвал к себе наркома ВМФ Кузнецова и сказал:
- Надо разделить Балтийский флот на два. Он, видимо, ожидал, что нарком скажет "есть" и лишь станет уточнять детали этого раздела. Однако, к удивлению Сталина, Кузнецов решительно возразил. - Я считаю подобное решение неправильным, - сказал Николай Герасимович. - На Балтике театр небольшой и с оперативной точки зрения неделимый. Тем более что война доказала: один Балтийский флот уверенно справлялся с любыми задачами. В том числе и с обороной Ленинграда...
Сталин сурово взглянул в лицо наркома. В глазах блеснул недобрый огонек.
- Значит, вы - против? - И, не дождавшись ответа, сухо добавил: - Хорошо, вы свободны! Сталинское неудовольствие всегда обходилось дорого. Как потом стало известно, Сталин поручил А.И.Микояну, в то время заместителю Председателя Совета Министров СССР, переговорить по вопросу разделения Балтийского флота с адмиралом И.С.Исаковым. Казалось, что Исаков, прекрасный стратег и тактик морского флота, поддержит мнение Кузнецова. Но этого не случилось. Исаков согласился с мнением Сталина, о чем и сказал Микояну.
А дальше все пошло как по накатанной колее. Узнав о мнении адмирала Исакова, Сталин приказал Кузнецову рассмотреть этот вопрос на военно-морском совете. Видимо, с целью все-таки "сокрушить" строптивого наркома, он послал туда А.А.Жданова и А.И.Микояна. К чести членов военно-морского совета, все они (кроме Исакова, который "воздержался") поддержали Кузнецова. На другой день Сталин вызвал в Кремль Кузнецова и Исакова. В кабинете были также Жданов и Микоян, они сидели за столом хмурые, недовольные. Едва Кузнецов вошел, как Сталин спросил:
- Так что решил военно-морской совет?
- Военно-морской совет признал нецелесообразным разделять Балтийский флот на два, товарищ Сталин, - доложил Кузнецов. Адмирал Исаков молчал, опустив голову. Микоян, глядя на Сталина, сказал:
- Адмирал Исаков поддерживает ваше предложение.
Кузнецов, наверно, надеялся, что Исаков опровергнет ложь Микояна: ведь на военно-морском совете он "воздержался"?! Но тот сидел, не двигаясь.
"Сталин начал ругать меня, а я не выдержал и ответил, что "если я не подхожу, то прошу меня убрать, - писал впоследствии Кузнецов. - Сказанное обошлось мне дорого. Сталин ответил: "Когда нужно будет - уберем". Правда, я был снят почти год спустя, но предрешен этот вопрос был именно на этом злополучном совещании. Позднее моя точка зрения была признана правильной, и два флота на Балтике снова объединили, но голова моя была уже (по первому разу) "снесена". Как следствие того, при помощи Булганина я был в 1948 году отдан под суд чести...".
ДЕЛО ЧЕТЫРЕХ АДМИРАЛОВ Александр ЗОЛОТОТРУБОВ, капитан 1 ранга в отставке. По тексту еженедельника "Неделя" № 29 (1529) 1989 г.
Я честно попытался найти текст искомого постановления в сборнике постановлений СНК СССР за февраль 1946 года, но как и стоило ожидать его там не было: №358 пропущен, очевидно, что оно было секретным. Но мне кажется, такие постановления обычно имели резолютивный характер и вряд ли там объясняются мотивы принятия решения.
10 лет назад на цусимских форумах состоялась очень интересная дискуссия о причинах разделения флотов. В ходе обсуждения многими умными людьми было высказано много интересных версий, о причинах разделения флотов. Я решил сделать так сказать квинтэссенцию этих версий и обсуждения, а читатель сам сможет выбрать, какие аргументы ему кажутся более убедительными.
Версия №1 - «лампасная» и «сохранения кадров». Как и следовало ожидать сразу возникло предположение, что адмиралы просто раздули штаты дабы обеспечить себе побольше тёплых мест. Или руководством страны была проявлена забота по сохранению кадров в условиях поиска оптимальной структуры ВС СССР. Прицепом кстати сразу последовало замечание Эдуарда Созаева, что с тех пор на флоте бытует анекдот на тему якобы язвительного вопроса Кузнецова Сталину: «А какой тогда флот будем считать Краснознамённым?»
Версия №2 - «численная» Единственное что приходит в голову из разумного - БФ и ТОФ были максимальные по корабельной численности, а флот не географическое понятие.Правда, если сейчас идти по такому пути, пора все флоты сливать в один.(c)...
состав ТОФ на 1950г.---эскадра надводных кораблей во Владивостоке, ВМОР, Владимиро-Ольгинская ВМФ, Сахалинская флотилия, Камчатская флотилия, ВМБ Порт-Артур, части флота в Северной Корее... Как вы думаете такой оравой частей, разбросанных на таком половине земного шара, управлять из одного места очень удобно? Поэтому мое мнение о разделе ТОФ на 5 и 7 ВМФ - это правильная идея т.Сталина, непонятая высшими адмиралами... (с)
Судя по численному составу судостроительной программы на 1946-1955 и заверениям о готовности приступить к серийной постройке, полученным от руководителей судпрома, новых кораблей должно было запросто хватить еще на два новых флота.
Учитывая то, что только ТОФ и БФ существенно расширили сферу своих оперативных интересов (ЧФ и СФ остались действовать в прежних границах), то и делить начали именно их. Только принцип деления был иной: делили не большое на две малые части, а наоборот - малое на две части "на вырост". (с)
Версия №3 - «разделение театров».
На ТОФе была весьма удаленная от Владивостока крупная ВМБ в Порт-Артуре, что вполне могло оправдать создание отдельного флота в Желтом море, но затяжной конфликт в Корее заставил СССР отказаться от наращивания своего военно-морского присутствия в Китае.А на БФ, видимо, до 1955 всерьез предполагали, что Германия объединится под советской эгидой и будет возможность создать отдельный флот для Северного моря. (с)...
Очень развёрнутый пост по этой версии от Hai Chi:
Организационное разделение флотов (БФ и ТОФ) вполне имело смысл, поскольку эти флоты и фактически разделялись каждый на две слабосвязанные группировки, предназначенные для действий на отдельных операционных направлениях. Для более конкретных ответов нужно знать тогдашние планы использования данных четырех флотов, которые должны были оперативно подчиняться соответствующим фронтам. Замечу, что фактические формы организационной обособленности соответствующих группировок ВМФ сохранялись и в дальнейшем - существование Ленинградской ВМБ (по сути в статусе отдельной флотилии), а также Приморской и Камчатской флотилий на ТОФ.
Также стоит сказать, что утверждения о якобы оппозиции Кузнецова разделению флотов выглядят преувеличенными. Может быть, он и был против разделения ТОФ, но обращает внимание, что раздельное существование 4-го и 8-го ВМФ на Балтике сохранялось весь период кузнецовского главнокомандования и флоты были вновь слиты в единый КБФ только после смещения Кузнецова, одним из первых решений Горшкова.
Более того, объединение 5-го и 7-го ВМФ на Тихом океане весной 1953 г. было, судя по всему, не инициативой Кузнецова, а естественным следствием осуществленных тогда мероприятий руководства ВС СССР (видимо, по инициативе Жукова) по объединению Дальневосточного и Приморского военных округов в единый ДВО. Соответственно, и из двух оперативно подчиненных соответствующим округам флотов был создан единый флот, оперативно подчиненный новому "большому" ДВО, отвечавшему за весь Дальневосточный ТВД.Также отмечу, что причиной объединения 4-го и 8-го ВМФ также может быть решение МО СССР от 04.01.1956 о передаче территории Эстонской ССР из состава ЛВО в состав ПрибВО - таким образом, районы базирования обеих флотов оказывались на территории одного ПрибВО.
За всем за этим стояли принципиальные решения на уровне военно-политического руководства о планах и задачах развертывания и применения соответствующих округов/фронтов, до сих пор нераскрываемые и о которых мы можем только строить предположения. Например, судя по всему, при Сталине на Дальневосточном ТВД выделялись два главных оперативно-стратегических направления - "аляскинско-камчатско-сахалинское" и "китайско-корейское", под которые и была сформирована структура из двух отдельных округов с оперативно подчиненными им флотами. После смерти Сталина первое направление было признано стратегически бесперспективным, а а "корейско-китайское" утратило значение в связи с превращением Китая в союзника СССР и явно близящимся окончанием Корейской войны на условиях сохранения "статус-кво". Соответственно, задачи сил на Дальнем Востоке подвеглись кардинальному пересмотру, что и вызвало их переконфигурацию.
Организационные решения по флотам (их разделу и объединению) таким образом были вторичными и вытекающими из задач фронтов. (с)
Версия №4 «раздел флотов по группировкам и задачам»
Причины разделения Балтийского флота, как мне объяснили =патриархи= помнящие то время, были следующие:начало =холодной войны=, противодействие Запада становлению социалистического строя в станах Восточной Европы, наличие =ядренной бомбы= у США. На Балтике решено было создать ударную группировку с центром в Балтийске. Цель - завоевание проливов и выход в Ла-Манш, кораблей вполне хватало и авиации тоже, в Прибалтике было развернуто около 9 крупных авиационных соединений, из них кажется 4 подчинялись флоту. Второй флот, штаб в Таллине, выполнял роль резерва, началось пополнение кораблями новых проектов их ввод в строй и отработка задач, а затем передача в действующий флот и на другие флоты. Судостроительные заводы в Питере остались целы и на Тофе тоже. Судостроительная база ЧФ нуждалась в восстановлении. Кроме того резервный флот производил разминирование основных фарватеров и необходимых для жизнедеятельности экономических районов Балтийского моря. А когда все более или менее устаканилось, была создана новая структурная организация флота. (с) Strannik4465
В эту копилку аргументы, почему БФ был восстановлен в прежнем виде:
1. Сокращение ВС СССР в 1955-58гг примерно на 40%
2. Создание ОВД в 1955г
3. Завершение в марте 1956г "подпольного" этапа развития ННА ГДР, создание 300тыс армии и весьма приличного флота
4. Доведение 600тыс ВС ПНР до уровня, позволяющего успешно выполнять наступательные операции на отдельных операционных направлениях.
5. Выделение союзникам "своего" участка фронта на суше-побережье Балтики и захват Дании ( у поляков даже дивизию морской пехоты под это дело сформировали) и на море.
6. Как результат-"схлопывание" сферы ответственности 4-го флота. С учетом увеличения дальности действия всех сил флота, от МТА до ТКА, он стал не нужен... (с)
Версия №5 «оптимизация связи и управления». В основе версии лежит предположение, что резко расширившаяся география базирования выявила трудности управления.
Учитывая состояние тогдашней службы связи и практический опыт (точнее его полное отсутствие) одновременного управления разнородными силами флота разбросанными на расстоянии в тысячу км от Кронштадта до Киля у адмирала Трибуца и его штаба, разделение сил на театре на более мелкие и привязанные к определенному району группировки выглядит достаточно логично. Напрашивается аналогия с РККА осенью 1941-1943: "Гинденбургов" нет, нормальной связи нет и армия дробится на сотни бригад и недокорпусов и дивизий. Обратный процесс пошел в 1944-45 и завершился только после войны. На флоте такого опыта не было...Отдельный нюанс-роль флота как правофлангового армии при движении в Европу. Первый эшелон ГСВГ, Северная ГВ и Юго-БФ, второй Северо-БФ и Прибалтийский ВО. Единое командование, общие планы... К имевшейся с довоенных лет структуре с ГВМБ Таллин добавилась еще одна, образованная на базе Юго-Западного морского оборонительного района, охватывавшего в 1945 все Ю-З побережье Балтики от Либавы до Дании. Никогда ни до 1945 ни после 1956 крупные соединения советского флота не базировались на постоянной основе в Польше и ГДР (не считая двух ПБ). А к началу 1946 Юго-Балтийский флот создавался на базе Юго-Западного морского оборонительного района. В штате штаба Юго-Балтийского флота также был сформирован отдел военно-морских сообщений с подчинением ему военно-морских комендатур портов Либава, Клайпеда, Калининград,Гдыня, Штеттин, Свиноустье и Штральзунд. Штаб Юго-Балтийского флота, а вместе с ним и отдел военно-Морских сообщений, размещался в г. Пиллау. (с)
Широко известный ныне Максим Климов (mina): не претендую на абсолютную правоту, всего лишь предположение- связано это было с низким качеством управления флотами в ходе ВОВ и с целью облегчить освоение новых кораблей и дать практику большему количеству крупных флотских органов управления, как вариант - дать возможность большему количеству старших и высших офицеров проявить себя с целью отбора и продвижения т.е. что-то аналогичное разукрупнению фронтов в ходе ВОВ, тем более что кризис управления ВМФ в ходе ВОВ проявился вполне и так не был преодолен к концу войны

Как видим, разброс довольно приличный, и в то же время некоторые версии вполне логично "перетекают" и дополняют друг друга. Я всё же склоняюсь к версиям №3 и №4. Было бы очень интересно услышать мнение уважаемых naval_manual и fvl1_01

ВМФ СССР, ВС СССР

Previous post Next post
Up