4372. И бальзамы.

Jul 01, 2023 11:47

После внезапного и труднообъяснимого (с коммерческой точки зрения) снятия из репертуара театра Вахтангова спектакля "Пер Гюнт" в постановке Юрия Бутусова ажиотаж вокруг других спектаклей режиссера только усилился. И я отнюдь не удивлен был, встретив, например, среди зрителей поэта Андрея Родионова с женой. Я не думаю, что спектакль, если что, сможет защитить даже Золотая маска этого года за лучший спектакль... В нынешних реалиях, пожалуй, скорее даже наоборот.

"Р" (сочинения на темы пьесы Гоголя "Ревизор"), реж. Ю. Бутусов
театр "Сатирикон", 28 июня 2023 года

Бутусов, конечно, гений. Тут, как говорится, спору не получится. Но, во-первых, птичку жалко, а во-вторых, звездность состава может иногда сыграть со спектаклем и злую шутку, т.е., с одной стороны, на звездный состав публика в любом случае придет, а с другой - звездному составу-то и аплодировать в любом случае будут. А вы уверены, что аплодируют именно этому спектаклю, а не вообще Райкину, Трибунцеву, Спивак?


Потому что мне, например, " Бег" понравился больше. Гораздо больше. Особенно первое действие. А "Р", по форме, это скорее продолжение второго. То, что мне как раз не очень нравится: дискотека и политика. Классическая такая советская "фига в кармане".
- А если и следующий будет с напором? - спрашивает Осип, который здесь играет роль скорее серого кардинала.
- И его переживем, - отвечает Хлестаков Райкин.
Все как у Любимова было на Таганке в свое время: говорил Гамлет, а все слышали Высоцкого.

Кстати, с "напором" у Хлестакова/Райкина, судя по монологу о том, как он в детстве боялся разбудить няню-татарку и поэтому писал на ковер (понемножку в разные места, чтобы не образовывалась лужа), тоже все не так-то уж и слава богу.

Да и что он может сделать, лось-то тяжелый: и туда, где ему оказали бы помощь, не дотащищь, и добить, чтобы не мучился, рука не поднимается. А просители на площадь пришли все сплошь "мертвые души", расстрелянные в 37-ом. Это ж тебе не унтер-офицерская вдова, тут никаким напором не поможешь. Не говоря уж...

А краску-то зачем?


Вообще идея актуализировать своими собственными историями затертую до дыр пьесу Гоголя (гений-гений, спору не получится), где, как написано в программке, "от многочисленных повторов неожиданность и резкость гениального юмора "Ревизора" слабеет, затирается и перестает воздействовать на зрителя" (подписываюсь под каждым словом: убедился на " Лабордансе"), "на бумаге" выглядит очень заманчивой, конечно. На деле же, на мой взгляд, эта идея буксует и вот почему: эти "истории" мы тоже все знаем до дыр как текст Ревизора, мы и так в них живем. Скорая не приехала и/или уронила больного. Ну, давайте не будем кривляться, мы к этому давно привыкли (так, например, умер художник Анатолий Зверев). Наверное, кто-то в экстазе скажет: ух-ты, как смело! Но я лично от театра жду другого. Я хочу, чтобы невеста ходила вращаясь вокруг своей оси и паровоз чу-чух, чу-чух… А актуалочку и политику можно, конечно, но в качестве бонуса тогда уж. Как у Любимова.

Не пойму, а старый-то театр зачем разрушили?

Я хорошо помню, как я первый раз попал в Сатирикон. Это был очень модный тогда спектакль "Служанки" Виктюка. Я вышел после спектакля в некотором недоумении: Максим, тебе действительно это нравится? Полуголые мужики, дискотека под "фанерную" Далиду эээ и все?! Не, по тем временам, это было, конечно, очень смело, не спорю, особенно мужики ( Виктюк - гений, ля-ля, три рубля), но... Смелость это все хорошо, но нельзя ли мне все-таки немножечко катарсиса... отсыпать. Даже немножечко, чайная ложечка, это уже хорошо...

P.S.
- Костя, браво! - одинокий зритель не выдержал долгую немую сцену рассадки актеров на сцене лицом к лицу со зрительным залом, призванную, видимо, символизировать реплику "над собой смеетесь"... Его не поддержали. Я же представил, как Константин Аркадиевич встает и голосом Петра Мамонова (Мамонов, ну, вы поняли, короче) говорит: "К-к-какой я тебе Костя"?! Сцена и вправду была ооочень долгой.
После спектакля на выходе молодой человек рассказывал своей спутнице, что на этой сцене всегда у кого-нибудь сдают нервы. Один раз какая-то женщина выкрикнула "Господи, сколько их еще?!", в другой - кто-то призвал "Давайте уже аплодировать"...

Бутусов такой Бутусов!

театр, политика, посты 4201 - 4500, литература, фото, цитаты, игра ослов, рецензии, художники

Previous post Next post
Up