Вчера в Доме Кино свой нашумевший фильм "Бубен, барабан" представили режиссер Алексей Мизгирев, оператор Вадим Деев и актер Дмитрий Куличков:
...
...
Коротко о фильме:
"Бубен, барабан". У этого фильма, на мой взгляд, только один существенный недостаток, и то он напрямую не касается самого фильма. А именно то, что в России сейчас что ни фильм, то притча. Зритель уже замордован этими притчами, а режиссеры, как будто нет других жанров, продолжают их снимать одним большим и нескончаемым потоком. Еще по школе все мы знаем, что любая истина, которую тебе повторяют и повторяют вызывает только одно справедливое чувство: отторжение. Особенно, когда дело касается бога. Весь фильм крутится вокруг аббревиатуры "Б.О.Г." на золотой зажигалке, которую закладывает главный герой, значащийся в титрах, как "моряк", в исполнении похожего на Путина актера Дмитрия Куличкова, главному "злодею" - алчному стоматологу, с которым он вступит в схватку за душу библиотекарши Екатерины (в исполнении Натальи Негоды). Как только эту аббревиатуру по ходу действия фильма не расшифровывают, но с тех пор, как на вопрос стоматолога "Что значит Б.О.Г." моряк отвечает: "А это уж теперь тебе решать", все становится понятно: иносказательно перед нами бог, собственной персоной. Тем не менее, тонкие намеки на это для тугодумов продолжают поступать в течении всего фильма с ненавязчивостью удара боксера по "груше": его ни разу не называет по имени ("Я есть, кто я есть" (с)); ему здесь (в маленьком шахтерском городке) не место, он здесь чужой, о чем ему заботливо талдычат члены банды "стоматолога"; его в прошлом "Безвинно Осудило Государство" (Б.О.Г.). А свое пришествие в городок он, собственно, посвятил одной из заповедей: "не укради". В итоге, разумеется, во всех разочаровался и, так же, как появился из ниоткуда, так и исчез, даже и не пообещав вернуться хотя бы двум брошенным бабам, которые уже почти было совсем "уверовали" в него.
На мой взгляд, без этой поучительной и менторской интонации фильм бы только выиграл. Однако, явно по-другому считают жюри нескольких международных кинофестивалей, где, во-первых, традиционно высоко ценится "чернуха" из России (а в фильме в ней недостатка нет), а, во-вторых, они-то не закормлены притчами по горло, поэтому им это, вероятно, представляется, скорее, свежим взглядом. И я их даже где-то понимаю...
P.S. Наталья Негода в фильме выглядит очень женственно и, я бы даже сказал, величественно. На мой взгляд, это ей значительно больше к лицу, чем роль в фильме "Маленькая Вера", принесшая ей всесоюзную славу более 20 лет назад совсем, на мой взгляд, не за актерские заслуги. Тем не менее, мне кажется неправильным, что в фильме "Бубен, барабан" тема остается не раскрытой (т.е. раскрытой, но без Негоды). Потому что все мужское население страны, к концу 80-х достигшая или
изо всех сил достигавшая половой зрелости, воспринимает Наталью Негоду, как часть своей личной биографии, и, конечно, очень бы хотела знать, как она изменилась за эти годы. В этом плане фильм, на мой взгляд, просто обманывает вполне законные и справедливые ожидания публики.