Что-то у нас уже начинается склыдываться дурная тенденция, когда некоторые фильмы у нас почему-то априори становится не принято критиковать. Это касается и
пресловутой "Брестской крепости", и таких фильмов, как показанный вчера в "Закрытом показе" фильм Сергея Говорухина "Никто, кроме нас". "Правильная война", и этим все сказано. Как будто речь идет о самой войне, а не о фильме о ней...
Да, понятно, что фильм про самого Сергея Говорухина, и все мы уважаем его биографию... Тра-ля-ля, тра-ля-ля. Но вот он показал нам свой фильм. Может все-таки про фильм поговорим?! Карта мира падает на обнимающихся главных героев. Есть основания считать, что, как сказала на обсуждении критикесса Светлана Степнова, политика вмешивается в жизнь главных героев?! Да более чем. По-другому и быть не может.
- Нет, - парирует Говорухин, - это все из-за цитируемых героем строчек:
" Карта висела над диваном, и когда она на ночь разбирала постель, и ложилась в изголовье карты, то казалось, что она приютилась у подножия Вселенной".
- Я уже где-то это слышала, - отзывается на эту цитату героиня в фильме.
Ну надо же. Чьему же перу принадлежат эти, прямо скажем, несколько сомнительные с художественной точки зрения строчки?! Да вы удивитесь. Начинающему писателю-сценаристу Сергею Говорухину. Рассказ называется
"Лерочка-Валерочка". А дальше и того интереснее. Видимо, Наташа (героиня Марии Мироновой) настолько внимательно изучала этот рассказ, что она начинает его цитировать буквально слово-в-слово. Единственная разница в том, что если в рассказе сексуальные ролевые игры парочки заканчиваются вопросом "Почем квинта дождя?", то в фильме звучит вопрос: "Почем рыба?"
Тут, разумеется, на ум сама собой приходит песня Скутера "How much is the fish?", которая как раз в то время гремела из каждого утюга. Но только вот к чему она здесь?!
И таких логических тупиков в фильме Говорухина младшего чересчур много. Аллюзия на "Белорусский вокзал", о которой говорилось на обсуждении. Дело в том, что девушку, откуда-то взявшуюся в блиндаже и поющую песню Окуджавы про юную маркитантку играет не абы кто, а довольно
хорошая и опытная актриса Мария Скосырева. Т.е. это не то, что проходила смазливая девочка, сказала: о, а давайте я вам песенку спою, все сказали: а давай. Нет! Ее специально выписывали на съемочный день (а то и больше). И тут возникает вопрос: кто она, чего делает в блиндаже и главное: ЗАЧЕМ ОНА В ФИЛЬМЕ?
Не дает ответов режиссер Говорухин. Также как и на вопрос, зачем карта падает на обнимающихся главных героев. Если это случайность и этим НИЧЕГО не хотели сказать, то почему просто не пересняли дубль?
Ладно, фиг с ним. Кто такой герой Юрия Беляева, из-за которого герой окончательно решает снова отправиться на войну?! Это, наверное, важно объяснить? Нет, по фигу! Вместо этого режиссер с увлечением занимается абсолютно необязательными сценами, этакими вставными челюстями. Например, сцена в доме Булгакова. Абсолютно ни пришей, ни в красную армию. Или танцы в переходе под "цыганочку". Видимо, это что-то личное. Но тогда возникает вопрос, кто на экране: Женя Левашев (чуть не сказал Лукашин) или Сергей Говорухин?! По-моему, режиссер и сам в этом не разобрался...
А дальше всякие, казалось бы, мелочи, но их так много, что не обратить на них внимания даже при желании не получится: то герой просит денег взаймы, то они едут в поезде в CВ (это в 1994 году-то!); снег в шахтерском поселке не может быть таким белым, как на горнолыжном курорте в Финляндии; почему на улицах в Москве вечно тишина и прохожих ну просто раз-два и обчелся... И т.д. Все это накапливается в ощущение лажы, и от нее, к сожалению, уже, хочешь - не хочешь, никуда не деться.
Зато как он может просить денег у продюссера, который сделал деньги на "поганом перестроечном кино" и которого он презирает, я как раз понимаю. Такие люди считают, что им все обязаны. Это очень расхожая для них тема: пока мы там кровь проливали за вас, вы по клубам баб мяли, так что теперь вы нам должны: выньте да положьте. И не просто так, а на блюдечке с голубой каемочкой. Мы - настоящие мужики деньги с пола не берем! Т.е. Говорухин младший в какой-то мере снимает свою "Благословите женщину" Говорухина старшего. Поэтому Наташа и бросает все и идет за Левашевым. Только, в отличие от "Благословите женщину", это неубедительно ни разу. Ибо в "Благословите женщину" у героя Балуева очевидно есть серьезные перспективы в жизни, да и пойди откажи советскому офицеру НКВД в конце 30-х годов... А чем цепляет какой-то невнятый герой Сергея Шнырева молодую и красивую танцовщицу так и остается непонятным. Впрочем, не только это. And by the way how much is the fish?
P.S. Президент гильдии кинокритиков Виктор Матизен на обсуждении очередной раз смачно сел в лужу.
P.P.S. Еще я был сильно поражен, узнав, что, оказывается, у нас существует журнал под названием "Искусство войны".