Сибирский сталагмит.

Oct 09, 2007 13:44

Когда-то давным-давно я очень любил театр. Ходил на все премьеры. И не только московские, но и рижские, питерские... С грустью наблюдал я, как за прошедшие годы театры постепенно превратились: кто - в "бу-га-га", кто - в "тру-ля-ля!, а кто - в "музей восковых фигур им. самих себя любимых". 
В итоге в настоящее время мне, по большому счету, интересны лишь три московских театра (и пара немосковских): любимовская Таганка, Современник и театр-студия на Юго-Западе. О спектакле "Щи" театра на Юго-Западе по пьесе Владимира Сорокина я и хочу вам рассказать.

Осторожно, в тексте присутствует "несловарная" русская речь во имя чистоты, точности и красоты цитаты.

СИБИРСКИЙ СТАЛАГМИТ.

Похоже, тезис-пророчество героя Е. Евстигнеева из фильма "Берегись автомобиля" об естественном отмирании профессионального театра и приходе ему на смену театра народного, сегодня неожиданно начинает сбываться... После 1993 - 95 гг., периода, когда зрителя в театр было не заманить калачом, наступил период возмездия: "обидевшиеся" на своего зрителя центральные московские театры настолько спешат угодить вкусам и карманам кредитоспособной части общества, что те, у кого нет "Большого Широкого" Джипа да "мобилы" в кармане, скоро напрочь перестанут понимать ЧТО показывают театры, а главное, ЗАЧЕМ, и кто может позволить себе покупать билеты по таким ценам (моя матушка, зав. отделения терапии Боткинской больницы, должна была бы отдать добрую треть своей зарплаты, чтобы попасть на "самый престижный спектакль позапрошлого сезона "Поза Эмигранта" в, как аквариум - улитками, обвешанный со всех сторон Джипами, театр им. Вахтангова)?! "Народным театром" герой Евстигнеева называл театры-студии, которых, в свою очередь, поспешили отпеть особо нетерпеливые театральные критики периода перехода на "самофинансирование". Один из таких театров, из театра-студии при Гагаринском районе г. Москвы, как известно, успешно превратился в Московский Театр на Юго-Западе. Верный своим историческим корням, которые сформулировал  К.С. Станиславский (и еще никто не отменял), он остался действительно ОБЩЕДОСТУПНЫМ не только в смысле цен на билеты, но и в смысле репертуара (Шекспир, Гоголь, Булгаков и т.д.). В афише театра постоянно появляются и наши современники. Месяц назад театр дал премьеру - "Щи" по одноименной повести Владимира Сорокина.

Все, кто пробовал читать Сорокина, знают, что в его прозе зачастую присутствуют некоторые особенности, которые делают ее не всегда удобоваримой для читателя (простите, Владимир). И это касается не только обильного использования "нетеатральной" лексики... Поэтому на премьеру я шел с некоторым опасением...

Вопреки моим ожиданиям, "Щи" оказались великолепным спектаклем - ироничным, познавательным и... анти-вегетарианским, анти-"зеленым", короче, великолепным. Идеи Сорокина (перекликающиеся одновременно и с Д. Оруэллом, и О. Хаксли)  блестяЩИ - в 2040-ых годах к власти в мире окончательно пришли "зеленые" - эко-швайны, как грубо называют их герои спектакля, и установили свой диктат: например, за убийство курицы - 4 года в экологически чистой "зоне" в Мордовии и т. д. Сопротивляются им только посудомойки, подавльЩИцы, поваренки, повара да поВАРа в законе... Их мы и встречаем сразу в "зоне", куда попадает главный герой повар в законе по кличке Борщ Московский (артист А. Наумов)... Чтобы быть признанным "авторитетами" в зоне надо знать назубок и перечислять вслух и без запинки рецепты различных кулинарных изысков - "прогнать рецептуру", особенно круто знать рецепт блюда, которое составляет кличку повара, который "держит" зону, в данном случае - Царскую Уху (з.а. России В. Борисов) ... Здесь спектакль подстерегала первая опасность: по-сорокински дотошное и бесконечно долгое перечисление ингридиентов различных яств.  Однако благодаря остроумной и искрометной игре (на грани с кривлянием, что всегда было фирменным знаком театра) актеров зрители безболезненно продираются сквозь частокол удручающей череды рецептов, которые в книге могут быть весьма даже кстати, а вот в спектакле - не пришей...,  ни в Красную Армию!  Именно благодаря таланту артистов удается отвлечься от самих рецептов и сосредоточиться на том, КАК они произносят их... Какое-то время на сцене стоит убойно-смешная смесь кулинарных рецептов и задорного русского мата (зрители в афише были заблаговременно об этом предупреждены)... Кстати, мат "режет слух" буквально несколько первых минут, а потом становится совершенно органической частью спектакля: особо забористые и многоэтажные выражения непременно заканчиваются сентенцией "Владимир Сорокин. Щи.", остроумно придуманной режиссером Валерием Беляковичем, которая как бы говорит за актеров : "мы тут не причем - так у автора". В конце концов, Борща признают. И на радостях обитатели зоны все вместе идут в женскую зону к поДАВАЛЬЩИЦАМ. Те поют им скабрезные либо кулинарные частушки (что считается запрещенным), пытаясь соблазнить Борща. Одна из частушек была такая:

Ой, девчата,

Ой, хочу я.

Жопой чую:

Залечу я...

...В итоге Борщу Московскому поручают бежать из зоны и передать "Пастуховскую" коллекцию, состоящую из 30 кофров Щей, на хранение французским поварам, ибо в России ее хранить стало небезопасно... Борщ отправляется  в Сибирь, где "все есть, так как ебанные вертолеты эко-швайнов сюда не долетают" (даже в 2040-х годах Сибирь не смогли покорить!), к повару в законе Рыси на вертеле (з.а. России С. Белякович), прозванному так за то, что он в свое время украл рысь из московского зоопарка, чтобы приготовить одноименное блюдо к банкету... Рысь очень смешно (и по ЗеКовски слезно) рассказывает историю, почему он стал поваром, а не поэтом... Как в конце 90-х годов прошлого века он учился на поэта в Цюрихском университете, жил в общаге, и "зеленая сволочь" только поднимала голову по всему миру. Во дворе общежития стояло два мусорных бака: один - для стекла, другой - для прочих отходов... И вот в один прекрасный день он, спустившись, чтоб выкинуть мусор, обнаружил 10 мусорных баков. Он стекло кинул к стеклу, а все остальное - в первый попавшийся ящик. На него "настучала" соседка, видевшая это из окна, и его забрали в полицию. Потом снова, пока он, наконец, не понял (с каким пафосом он это говорит!), что все - ПИЗДЕЦ человеку! Человек больше не хозяин на "собственной" планете... И тогда он ушел в сопротивление - в ГАСТРОбайтеры и т.д. Рысь угощает Борща различными кулинарными изысками, одно из которых называется "сибирский сталагмит", состоящий из "хуя медведя и яиц оленя". Борщ, очарованный блюдом, спрашивает, почему он называется "сибирский сталагмит", и Рысь, характерно жестикулируя, отвечает: "Потому, что сталагмит стоит, а сталактит - висит!"... Дедушка Рыси - признанный авторитет - был знаменит тем, что, спасая коллекцию от эко-швайнов, перевозил ее "на экологически нечистом транспорте". "В машине на бензине?" - скептически спрашивает Борщ. В зловеще повисщей тишине звучит ужасающий ответ Рыси: "На лошади!"...

Борщ забирает у него коллекцию, чтоб передать ее на хранение французам, но, естественно, выясняется, что он договорился с питерской группировкой подменить коллекцию на "фальшак"... Борщ рассказывает, как раньше на Руси было принято есть "вчерашние" щи, потому что они вкуснее, как мужики брали с собой в путь дальний замороженные кубом щи, а когда приезжали на место, клали щи в миску разогревали и получалось вкуснейшее блюдо... А Пастухов, чьим именем названа коллекция, лучше всех готовил щи, и был озабочен тем, чтобы сохранить их для потомков, и для этого изобрел кофры, поддерживающие внутри температуру -30 градусов, идеальную для хранения щей (а с каждым днем щи становились все вкусней и дороже), и поместил туда 30 разных видов щей (из квашенной капусты, с грудинкой, из щавеля и т.д. и т.п.).

Так вот, "питерские" в условленное время подвозят "фальшак", а "архангельские" должны подвезти новые кофры, чтоб переложить туда настоящие щи, а "фальшак" в "старых" кофрах "впарить" французам за 6 "лимонов"... Но время поджимает, а их все нет... Тогда Борщ решает пока просто выложить щи из кофров, положить туда "фальшак" и "впарить" французам, что они и делают (смешно - до коликов смешно исполняет роль одного из французов артист А. Горшков). После этого начинают появляться разные поварские авторитеты, и щи переходят из рук в руки раз семь (в результате череды предательств и обманов)... Пока суть да дело Щи начинают отмерзать... И тут выясняется, что "новгородские" перебили "архангельских", и кофров ждать больше неоткуда... И Щи начинают смывать незадачливых поваров, а те пытаются построить запруду, чтоб остановить поток щей...

Следующая сцена показывает русских мужиков, по-cтарорусски "окающих", которые в страшный мороз везут разные продукты (грудинку, щавель, кислую капусту и т.д. и т. п.) в различные российские губернии... И они размышляют, стоит ли в такой мороз остановиться на ночлег в соседней деревушке или нет, и решают не останавливаться, потому что их продукты так необходимы в местах, куда они их везут... И мужики (ЩИ) едут дальше, и ничто их не может остановить!

Совершенно очевидно, что на юго-западной окраине Москвы состоялось театральное событие. И надо отметить как артистов, которые в далеком 1977 году начинали театр в подвале-хранилище овощного магазина, а теперь почти все получили звания заслуженных, так и замечательную молодежь, которая хороша и в массовке, и в других спектаклях, когда они выходят в главных ролях в пьесах Шекспира... Как всегда, очень удачен подбор музыки, и сценография скупа, но чрезвычайно эффективна. Это тот редкий случай, когда совсем не хочется беречь заслуженных комплиментов, разноцветных эпитетов и превосходных степеней! Спектакль  идет в одном действии и все два часа смотрится на одном дыхании. Только перед просмотром надо плотно пообедать (чего я не сделал), ибо слюнки текут Ниагарским водопадом, когда повара перечисляют рецепты... Спектакль очень легко растаскивается на цитаты, что делает его по-настоящему культовым.

P.S. Описанный спектакль состоялся 3 марта 1999 года.
Кстати, спектакль "Щи" и до сих пор в репертуаре театра. Спектакль уникальный. Очень рекомендую!

цитаты, театр, посты 1 - 300, Сибирь, литература, Москва

Previous post Next post
Up