1500. Я тоже НЕ хочу.

May 22, 2013 15:15

Вчера, в связи с безвременной кончиной Алексея Балабанова, в "Закрытом показе с Александром Гордоном" показывали Женю Васильева его последний фильм "Я тоже хочу". И, конечно, уж больно велик был соблазн потроллить здесь любезного друга zheniavasilievv, но я, пожалуй, воздержусь от этого, поскольку очень сложно не выглядеть глупо при публичном обсуждении фильма, где основной кодовой фразой, на мой взгляд, является вовсе не заявленное в названии "Я тоже хочу", а слова Музыканта (Гаркуши):

- А я в армии радистом был.
- Ну и что?
- Ничего.

Это не притча (прости, Господи!) и никакая не исповедь. Это просто кино. И больше НИ-ЧЕ-ГО. А кино режиссер Балабанов делать умел. Еще как умел! И на этом можно было б и закрыть тему...

Поэтому вместо острот и колкостей в отношении участников вчерашней дискуссии (тем более, что zheniavasilievv пишет, что передача была очень сильно отредактирована и перемонтирована, - охотно верю), я лучше просто перепощу свою раннюю рецензию на фильм с небольшими добавлениями, появившимися после вчерашнего повторного просмотра фильма.

Оригинал взят у maxilla_k в 1358. Сталкер.
14 декабря на фестивале "Сталкер" показывали новый фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу".

Коротко о фильме:
"Я тоже хочу".

Конечно, ушлые критики уже попытались притянуть сюда за уши Тарковского (видимо, по принципу: не знаешь, что сказать, говори - Тарковский)... Ну да, зона, "Сталкер", конечно. А то кто же?!
Ну если уж кому-то так уж надо определить жанр этого фильма, то это, по здравому размышлению, скорее все-таки сказка. Недетская сказка, да. Ну, как известно, изначально сказки писались вообще не для детей. Не секрет, что в тех же реальных (не дистиллированных) сказках братьев Гримм можно найти вещи 18+ (если еще и не поболее). Депутату Милонову уж точно мало бы не показалось!
Считается, что сказки были, скорее, формой передачи потомкам некоей информации о ритуалах, ибо ритуалы издавна считались очень важными, как сейчас модно говорить, "скрепами". А ритуалы они на то и ритуалы, что их бесполезно даже пытаться понять умом и объяснить. Поэтому, видимо, так сложно объяснить большинство поступков и мотиваций героев фильма "Я тоже хочу". Все просто сыпется, как песок сквозь пальцы. Мне это представляется просто набором неких ритуальных маркеров: баня, рыба, пустырник, водка, традиция травить байки по дороге... Байки эти тоже совсем необязательны. Как обычно: про пиво, пидаров и баб. Они никак не характеризуют персонажей. У каждого из нас найдется немало таких историй. Мы их рассказываем, чтобы скоротать время. И не более. Тоже, своего рода, ритуал, между прочим.
Тем не менее, фильм держит. И держит отлично. И нет здесь никакого противоречия. Все просто: Балабанов идеально выдерживает ритм и форму. Балабанов, как никто у нас, сейчас владеет этой "магией кино". И музыка Леонида Федорова, соратника Олега Гаркуши, играющего в фильме роль рок-музыканта, по группе "АукцЫон" тут, несомненно, в помощь. Если в "Брате" одной из "скреп" был Наутилус, то здесь - АукцЫон. Конечно, герою Бодрова АукцЫон не подошел бы. Сейчас другое время, другие герои, другая музыка. Тем не менее, фильм, на мой взгляд, является прямым наследником именно "Брата" того же Балабанова, а вовсе не "Сталкера" или даже "Мишени" Александра Зельдовича, например (если уж искать тематические параллели). "Брат" здесь то и дело проскакивает и в постановке кадра (как располагается машина во дворе, как они пропускают пассажиров трамвая), и в ритмике. Бодров (Багров) искал правду. Балабанов стал на 10 лет старше и помудрел. Теперь его герои ищут счастье. Также как и он сам. Вполне себе, по-моему, закономерная эволюция.
Тем не менее, мне представляется интересным отметить несколько, на мой взгляд, неслучайных моментов. И костер к их приезду на ночную стоянку уже горел, и водка их ждала (скатерть-самобранка), а вот стаканов оказалось ровно два стакана, и именно двоих из них в итоге и "взяли" (живая и мертвая вода). Еще одна линия, которую мне удалось усмотреть, это когда они на машине останавливаются, чтобы пропустить пассажиров, выходящих из трамвая в городе, и коров - уже в "зоне". Но линия эта очень короткая. Это видимо те, которые "не хотят". Я, например, тоже НЕ хочу. Не то, что я не хочу счастья, я не хочу ТАКОГО счастья. Но, видимо, я просто еще не дошел до той мудрости, до которой дошел режиссер: чтоб как угодно, только бы отсюда: "хоть тушкой, хоть чучелом".

P.S.
Между прочим, алкоголик Матвей тоже "не хочет", он так и говорит:
- Нет, братуха, давай без меня.
И уж точно ни он, ни его отец ни разу не говорят волшебного заклинания Крибли-Крабле-Бумс "Я тоже хочу". Случайно? Не думаю. Сомневаюсь, что бывают случайности в жизни, но в кино случайностей точно не бывает (впрочем, бывают ошибки). Так или иначе, получается, что этих двоих к счастью ведут практически насильно, что непременно должно вызывать четкую и однозначную ассоциацию (и я не понимаю, почему киножурнал "Сеанс" решил поумничать, зачем-то притянув сюда за уши какой-то фильм Фридриха Эрмлера, и полностью проигнорировав очевидное) с культовой кинодилогией Ричарда Викторова "Москва - Кассеопея" и "Отроки во Вселенной" 1973-74 годов:

"На последнем этапе планетарной трагедии роботы проявили страшное коварство, они создали ЗОВ, такое жуткое чарующее сочетание звуков, услышав которые даже самые сильные теряли волю и покорно шли на пункты, где их превращали в счастливых, бессмысленных, самодовольных существ."

P.P.S.
Сейчас, когда раб божий Алексей Балабанов уже знает то, чего нам знать не дано, вполне возможно он где-то там рассказывает кому-то:
- А в той жизни я был кинорежиссером, членом Европейской киноакадемии...
- Ну и что?
- Ничего.

цитаты, посты 1201 - 1500, блоггеры, глядя в телевизор, Закрытый показ, рецензии, кино

Previous post Next post
Up