Груз 200 по встречной.

Apr 14, 2008 14:49

Не хотел я ничего об этом говорить, но, похоже, что все-таки придется.
Сначала пару слов про программу «Закрытый показ» с Александром Гордоном. Несмотря на то, что выходит она на официозном и претенциозном Первом канале ТВ, именно она становится той программой, которую я жду и ни за что не хочу пропустить. Даже когда фильмы, показываемые в рамках этой программы, оказываются слабыми и малоинтересными, последующее обсуждение неизменно получается умным, информативным и всегда заставляет о многом задуматься. В прошедшую пятницу показывали фильм А. Балабанова «Груз 200». А вот какими словами Гордон предварил этот «закрытый показ»: «Уберите от экрана детей, пожилых людей и уходите сами»…
По-моему, в первую очередь, совершенно необходимо понимать, что в фильме «Груз 200» показан частный случай проявления психического расстройства. Шокирующий случай. Я вовсе не ханжа и отнюдь не пуританин. Шок - это совершенно законное средство искусства, имеющее право на существование. Но оно должно быть оправдано целью, я думаю, разве нет?! Ради чего все это?! Чтобы показать, что «общество больно»?! Да еб твою мать! А то мы не знали!!! А пальцы отрубать не пробовали, чтобы доказать, что дважды два четыре?! Нет?! А вешать вверх ногами, чтобы лучше запоминалось, что параллельные прямые не пересекаются?! Шок нужен в искусстве для того, чтобы пробиться в такие глубины сознания, куда другими средствами пробиться просто не удается. Благодаря шоку шедеврами мирового кинематографа стали такие фильмы как «Сало или 120 дней Содома» П.П. Пазолини, «Иди и смотри» Э. Климова, «Астенический синдром» Киры Муратовой, «Танцующая в темноте» и «Догвиль» Л. фон Триера… Именно знаменитого фон Триера, на мой взгляд, и замахнулся переколпачить Алексей Балабанов. Получилось? По-моему, ни в малейшей степени. Недаром, я думаю, Е. Миронов и С. Маковецкий отказались сниматься в этом фильме (в ролях, соответственно: маньяка-милиционера и преподавателя научного атеизма). Потому, что у Триера фильмы про обычных людей, а у Балабанова - про маньяка. Обычные люди, какие бы они ни были, вызывают в зрителях сопереживание, а маньяк - только отвращение. Это, на мой взгляд, роднит «Груз 200» не с перечисленными мною выше шедеврами, а, скорее со «снафф-муви», или на жаргоне «мокрым видео», документальными порнофильмами, в которых засняты настоящие сцены изнасилования, пытки, казни, кастрации и убийства. Такого же рода шока гораздо быстрее и эффективнее можно добиться показом видео, которые присылали чеченские боевики семьям захваченных заложников с целью потребовать с них выкуп. Как ни странно, видеокассеты с таким содержимым в свое время открыто продавались на Горбушке… И находились покупатели.
Конечно, никто не отрицает, что Балабанов - очень хороший и нестандартный режиссер. И в фильме есть великолепные образы и эпизоды, которые, тем не менее, все отходят на второй план. Это, прежде всего, мамочка главного антигероя, у которой в квартире черт-знает-что творится, а она, практически не отрываясь, пялится в телевизор. Очень характерный и узнаваемый образ. Хорош и финал - пародия на фильм «Игла», когда фарцовщик со своим новым другом уходят из Ленинградского рок-клуба по дороге к Звезде по имени Деньги. Однако, что показательно, это вполне себе самозаконченные эпизоды и самодостаточные персонажи. Их, на мой взгляд, можно легко вырезать и без потерь вставить в любой другой хороший фильм.
И последнее. Думаю, если при показе скрыть от горячих поклонников этого фильма имя режиссера, то совсем не исключено, что их реакция будет диаметрально противоположной. Мне эта тенденция последнего времени, когда имя создателя становится гораздо важнее самого произведения искусства, представляется весьма трагичной. Причем то же самое наблюдается и в музыке, и в театре, и в изобразительном искусстве. Везде!

посты 1 - 300, менты, глядя в телевизор, ночь, современное искусство, кино, рецензии, Закрытый показ

Previous post Next post
Up