Вчера на фестивале
"Московская премьера" был показан новый фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день". После прекрасной картины "Изображая жертву" эта его работа ожидалась с особым интересом и нетерпением. Помню, как было обидно, когда был отменен объявленный показ "Юрьева дня" на
российских программах последнего ММКФ. И вот, наконец, свершилось.
Фильм погружает нас в атмосферу русской провинции, форпоста всего самого мистического и непознаваемого в России... До сих пор "там чудеса, там леший бродит. Русалка на ветвях сидит." И далее по каноническому, знакомому каждому с пеленок тексту... Только, в отличие от Пушкина, у сценариста фильма Юрия Арабова все географически конкретно: город
Юрьев-Польский, река Рубикон (не Стикс) Колакша (не Селекша),
колокольня Михайло-Архангельского монастыря, выставка "Багратион и его время". А далее зритель добровольно попадает в умело расставленную авторами ловушку саспенса. Только в отличие от мастера саспенса Альфреда Хичкока, Кирилл Серебренников в итоге так и не пожелал дать четких и внятных ответов на вопросы. Пусть зритель сам решает, - хорошая позиция. Ну, может, тогда и фильмы пусть сам снимает, что ли?! Куда девался мальчик? Судя по тому, что в фильме 20-летнего увальня упорно называют "мальчиком", нам старательно, видимо, пытаются намекнуть на классическое "А был ли мальчик?" Да и какая, собственно, разница, попал ли он во времена Багратиона, выбрал ли себе другого барина, как и положено было крепостным крестьянам в Юрьев день или...
Или, например, главная героиня Люба-Люся (актриса Ксения Раппопорт) просто разыграла в своем бывшем родном городе небольшой спектакль. Наняла молодого актера, который должен был сыграть роль ее сына и в определенный момент просто исчезнуть. Зачем? - спросите вы. Ну, например, затем, чтобы Люся (уже точно не Люба) смогла найти своего настоящего сына Андрея Василькова, а не Васильева, который "пропал". Пропал, да и бог с ним, - "в России ежегодно пропадают 30-40 тысяч человек", - как говорит ей оборотень (следователь-уголовник) Сергеев. Она и сама оборотень, и сын ее оборачивается то утопленником Вальком, то новоиспеченным послушником в монастыре, то, наконец, заключенным в туберкулезном бараке. В последнем она его и признает по песне про девушку из Нагасаки, которую, например, пела ему в детстве вместо колыбельной (у блатных свое понимание того, что надо петь детям перед сном). Но только теперь она исправилась, хоть и потеряла голос, - по легенде она оперная певица. А был ли голос? Кто его слышал-то?! Пропавший "сын" да в усмерть пьяная Таня, приютившая нашу Любу-Люсю в своей халупе (упавший велосипедист не в счет). Ну, а та, которую показывают по телевизору просто на нее похожа (Серый волк же сразу признал в ней любовь всей своей жизни). У нас в России и не такие чудеса случаются! Приезжайте к нам в Простоквашино Юрьев-Польский!