2. Заметки о некоторых казахстанских фильмах - 1. Заблудившийся

Apr 11, 2020 22:51

Много лет назад, по просьбе хорошего знакомого написал несколько рецензий на казахстанские фильмы для одного сайта.
Сейчас на этом сайте мои рецензии отсутствуют, поэтому когда обнаружил их на своем компьютере, решил выложить здесь.
Ничего достойного внимания я в них сейчас не нахожу (да и раньше тоже), но пусть, пожалуй, будут.

Заблудившийся

«О джины, вы ищете там, где не прятали»
Леонид Соловьев - «Повесть о Ходже Насреддине»

Тема утраты и последующего поиска одного из супругов другим является одной из старейших в мировой литературе, да и в искусстве в целом. Достаточно вспомнить древнегреческий миф об Орфее, спустившемся в ад за своей Эвридикой. Два последних десятилетия также подарили нам несколько произведений, сюжет которых строится на поиске жены, как в романе Нобелевского лауреата Орхана Памука «Черная книга», или на поиске мужа в замечательном романе «Мир и хохот»  одного из лучших современных писателей, несомненно достойного Нобелевской премии - Юрия Мамлеева  В подобной ситуации герои оказываются в ситуации абсолютно для них  новой, привычный мир не разрушается до конца, так чтобы можно было выстраивать новую жизнь на руинах предыдущей, а скорее размывается, теряется привычная точка опоры,  граница между так называемой реальностью и миром снов и фантазий становится практически неразличимой.
Достаточно интересно это размывание границ показано в не так давно вышедшем фильме «Дядюшка Бунме, который помнил свои прошлые жизни».

Отчасти эту же тему затрагивает картина режиссера Акана Сатаева «Заблудившийся».  Следует заметить, поначалу кажется события в фильме будут развиваться в духе классической «Аварии» с Куртом Расселом, и это, кстати, было бы замечательно, так как качественный боевик - достаточно редкий гость на экранах. Тем не менее, зрители вряд ли будут разочарованы,  не увидев традиционной в данном случае стрельбы и погони.

Сюжет фильма довольно любопытен , главный герой в исполнении Андрея Мерзликина (роль обозначена в титрах как Парень) просыпается посреди степи в своем заглохшем накануне автомобиле и не обнаруживает путешествовавших с ним жену и сына. Единственным строением поблизости оказывается невзрачный одноэтажный домик, в котором живет довольно крепкий старик со своей дочерью. Парень спрашивает их о судьбе своих близких, однако какой-либо ценной информации получить не удается.  Тем не менее, их  поведение кажется подозрительным, словно они скрывают что-то важное о судьбе потерявшихся членов семьи.  Кроме того, главный герой слышит звуки, похожие на топот детских ног, в одной из запертых комнат, в замочной скважине мелькает чья-то тень. Таинственные хозяева дома вызывают все больше подозрений, в том числе в произошедшем поджоге машины. Далее фильм приобретает все более отчетливый мистический характер.  Очаровательная, но не слишком коммуникабельная,  дочка старика пытается склонить к любовным утехам заблудившегося парня.  Неудачи в поисках вкупе со сверхъестественностью происходящего приводят молодого отца и мужа в гнев, который он пытается обрушить на головы старика и девушки, дабы заставить их открыть местонахождение пропавших.  Как оказалось в развязке фильма, следует признать,  несколько дидактичной и затянутой, парень собственноручно убил и жену, и ребенка, находясь в плену наркотического опьянения, однако ужас от содеянного помутил его разум, что и заставило его увериться в их исчезновении и начать заведомо бесплодные поиски  Старик и девушка на самом деле являются темными силами, джиннами, явившимися по его душу, за его же жизнью являются представители наркомафии, курьером которой он и являлся, но так и не довез товар до пункта назначения. Искреннее обращение к Всевышнему все же вырывает заблудшую душу из лап нацелившихся на нее темных сил.

Следует отметить оптимистичный конец фильма, что является большой редкостью для подобных фильмов. Главный герой, словно раскаявшийся разбойник на Голгофе (на совести которого вполне могли быть сопоставимые грехи) избегает адской участи именно после обращения к Богу. Достаточно любопытно показаны и темные силы, совмещающие в себе в духе времени черты, относящиеся к разным религиозным традициям : джинн с мефистофелевскими чертами и девушка с замашками суккуба, символизируемые черной собакой (пусть и не пуделем) и змеей. Принципиально важным считаем тот факт, что эти персонажи не должны рассматриваться в качестве какого-то наркотического бреда или психического расстройства, в противном случае смысл картины как фильма о заблудившемся, но раскаявшемся грешнике заметно искажается.  Вообще, наличие в фильме темы употребления наркотических веществ представляется нам оправданным исключительно в целях мотива для убийства главного героя.

Игра актеров в целом вызывает положительные эмоции. На высоком уровне сыграл Андрей Мерзликин, вообще прекрасно чувствующий себя в роли эмоционально нестабильных, нервных персонажей. Понравилось исполнение роли джинна Тунгышбаем аль-Тарази, своеобразный юмор которого несколько оживляют общую монотонность картины. Айганым Садыкова в целом успешно передает змеиные повадки «дочери Лилит», с другой стороны нам не приходилось сталкиваться ранее с суккубами, так что судить о реалистичности созданного образа мы не можем.

Одним из интересных моментов является обильное цитирование киноклассики, что мы считаем положительным моментом. Так, например, на наш взгляд, игра актеров отмечена влиянием игры Микки Рурка и, особенно, Роберта де Ниро из «Сердца ангела», а в мгновенной смене интерьеров одних и тех же помещений нами отмечается влияние классического фильма «Сказки туманной луны после дождя».

В целом, несмотря на затянутую, возможно даже немного занудную концовку, фильм интересен и несомненно может быть рекомендован к просмотру

cinema, kazakh cinema

Previous post Next post
Up