«Голубой - мой любимый цвет»
Откуда писатели черпают свои идеи? Какие у них вдохновители? Что творится у них в голове? Эти вопросы всегда интересовали читателей, и особенно читателей литературы ужасов. Какие страхи переживают Кинг, Кунц, МакКаммон или Баркер? Как можно раз за разом погружаться в глубины своего сознания и, пробираясь сквозь глубокую темноту страха, такого сильного, на который только хватает воображения, придумывать новые и новые истории?
А что если тот мрачный мир, населенный чудовищами, реален? А что если писатель, столь безумен, что готов впустить все это в наш мир? А что если эту историю снимет один из самых лучших режиссеров жанра мистики и ужасов - Джон Карпентер? Давайте посмотрим!
Сюжет. Саттер Кейн самый продаваемый писатель последних нескольких лет. Его работы в жанре ужасов вызывают нездоровый фанатизм среди поклонников, которые готовы часами стоять в очередях за его новыми романами... Но писатель пропадает, так и не отдав в печать свою новую книгу "В пасти безумия"... Где он - не знает никто, а его литературный агент сходит с ума и нападает на Джона Трента, страхового агента, который еще не знает что именно ему предстоит разыскать писателя и его рукопись.
Несмотря на подозрения Трента, что это всего лишь происки издательства для поднятия рейтингов, он берется за дело, и с удивлением обнаруживает, что мифический городок с убийцами и монстрами под названием Хоббс Энд, о котором писал Кейн, существует. Трент уверен, что Кейн там, и отправляется в дорогу, чтоб найти город, которого нет ни на одной карте. Вместе с ним отправляется Линда Стайлс, работница издательства, которая должна помочь Тренту разыскать писателя. Только чего будет стоить ему и его спутнице поездка в дьявольский город?
А начинается все "по лавкрафтски" с небольшого забегания наперед, где нас знакомят с главным героем. Джона Трента втаскивают в дурдом. Что произошло с ним нам только предстоит узнать, но насколько безумно он выглядит? Очень! Попросив маркер, он разрисовывает себя и всю палату крестами, в отчаянной надежде, что ему это поможет, и начинает рассказывать свою историю...
С самого начала фильм навивает весьма жуткую, неповторимую атмосферу, которая встречается только в ужасах 90-х годов. Несмотря на то, что в подобного направления фильмах, можно допустить низкий темп повествования, "В пасти безумия" с самого начала берет самую высокую планку и держит ее до самого финала, благодаря чему фильм смотрится на одном дыхании.
Карпентер, видимо, не особо задумывался над элементами, которые будут пугать зрителя. Все так же, как и всегда, жуткая атмосфера, игра света и тени, резкое появление в кадре неожиданных элементов... Собственно, грим и спецэффекты тоже не впечатлили, хоть в некоторых моментах неплохо подчеркивали атмосферу, как то искусственными голубыми глазами или голубым светом (голубой - любимый цвет Кейна), но по уровню они все равно остались где-то в восьмидесятых (даже в «Кристине» Карпентера видеоряд был намного качественнее).
Не блистательные спецэффекты
Но все это не очень-то важно и тонет в его величестве - сюжете. Он, целиком и полностью, дань Говарду Ф. Лавкрафту, основателю и одному из самых ярких представителей жанра ужасов. Даже название "В пасти безумия" (In the mouth of madness) созвучно с названием самого известного сборника работ автора "В горах безумия" (In the mounts of madness, в странах СНГ выходил под названием "Хребты безумия"). Все в фильме пропитано его творчеством - убийцы, психопаты, маленький городок, сумасшествие и, конечно же, страшные твари, которые готовы ворваться в наш мир со страниц книг Кейна. Тех самых страниц, которые (в одном из эпизодов читает в слух Трент), на самом деле, были написаны ни кем иным, как Лавкрафтом.
Все эти отсылки собрал воедино в своем сценарии
Майкл Де Лука, который до этого хоть и не очень много работал со сценариями, но в пределах хоррор-жанра. Ну, а у руля фильма стал некоронованный король жанра - Джон Карпентер, чье имя на момент выхода фильма, 1994-й годы, было синонимом слова «успех» (если не считать «Исповедь невидимки», которая, несмотря на все коммерческие составляющие, в прокате провалилась). Создатель культовых «Хэллоуина», «Нечто» и «Побега из Нью-Йорка», который с каждым новым фильмом поднимал планку все выше и выше, не сплоховал и тут.
Но, несмотря на огромное количество отсылок к культовому писателю, Карпентера у руля и Сэма Нила, который пожинал плоды в виде славы, свалившейся на него после «Парка Юрского Периода», фильм очень плохо показал себя в прокате, сборы которого превысили бюджет всего на миллион долларов.
Но для Карпентера это было только начало конца карьеры. За фильмом последовал очень слабый, во всех смыслах фильм
«Деревня проклятых» с Кристофером Ривом, который с грохотом провалился в прокате, а дальше шел провал за провалом: «Побег из Лос-Анджелеса», «Призраки Марса» и «Палата» при вложенных в сумме 88 миллионах, умудрились отбить всего 35… И лишь «Вампиры» смогли окупиться в прокате, принеся создателям прибыли примерно на 300 тысяч долларов… Таким образом «В пасти безумия», во многом, считается последним успешным проектом Карпентера и по сей день.
Актеры. Главный герой, по идее, очень плавно сходит с ума, и у Сэма Нила отлично получилось показать процесс превращения нормального человека в душевнобольного. На удивление неплохо сыграл Юрген Прохноу, и пусть его роль была не очень большая, да и появление этого актера в фильме (не только в этом, а в принципе в любом) скорее минус, а не плюс, но с ролью сумасшедшего писателя Саттера Кейна справился. Чего не сказать про Джули Кармен, героиня которой, Линду Стайлс, в фильме постоянно терялась, в смысловом плане, и, по-хорошему, если ее вычеркнуть из сценария, то фильм не многое бы и потерял.
Голубой - любимый цвет Саттера Кена
«В пасти безумия» держит до последнего кадра, раз за разом разворачивая сценарий так, как того хочется безумному Саттеру Кейну, раз за разом не давая никакой возможности силам добра одолеть зло. И, несмотря на немного смазанный финал, становится очень жаль, что фильм закончился.
Итог. «В пасти безумия» - это последний представитель «тех самых» фильмов Карпентера, представляющих собой отличный ужастик, с просто феноменальной, по-карпентерски жуткой и неповторимой атмосферой, неплохим сюжетом, который держит у экрана от начала и до конца. А главное - это кино, которое целиком и полностью является данью уважения гениальному писателю Говарду Филипсу Лавкрафту, чьим наследием является, не много ни мало, а целый жанр.
7 из 10
Максим Сябер специально для
PROKINO