Когда дело касается прошлого, каждый из нас писатель…
Стивен Кинг, активизировавшийся в последнее время в направлении штамповки или больших романов (как то «Дьюма-Ки», «История Лизи», «Под куполом» и «11/22/63») или больших сборников рассказов («Сразу после заката» и «Тьма и больше ничего») вдруг решил выпустить не очень страшный и не очень то и длинный роман, с любимым для читателя объемом 300 страниц, которых у короля ужасов не было с далекого 2002-го года, когда в печать ушел «Почти как Бьюик».
Сюжет. Девин Джонс решает подзаработать во время летних каникул. Он направляется на работу в парк развлечений «Страна радости», который расположен у побережья Северной Каролины. И все бы ничего, но оказывается, что несколько лет назад в зале аттракциона «Дом ужасов» неизвестный убил молодую девушку - Линду Грей, призрак которой до сих пор ходит по его (аттракциона) помещениям. Полиция дело не раскрыла. Сможет ли его раскрыть двадцатиоднолетний парнишка, для которого в жизни есть намного более важные вещи, чем убийство незнакомой ему девушки?..
Если кто прочитав описание ожидал детектив в стиле Агаты Кристи или Артура Конан Дойля, то Кинг быстро развеивает это обманчивое впечатление, расставляя все по местам уже с первых страниц. Нас ждет не детектив с налетом мистики, нас ждет очень тонкая и глубокая драма, с налетом детектива и присыпкой из мистических моментов.
Кинг переворачивает классическое повествование с ног на голову, умело вплетая детектив в любовную историю, а не наоборот, рассказывая медленно и уверенно, будто тщательно пережевывая и смакуя, первые любовные переживания, не наученного жизненным опытом парня. В «Стране радости» разбитое сердце молодого человека может показаться даже большим преступлением, нежели жестокое убийство. Собственно об убийстве Кинг почти не пишет, как будто бы оно вообще не интересует ни писателя, ни читателя. В какой-то момент можно и вовсе забыть о Линде Грей и ее убийце, который, возможно, все еще ходит по «Стране радости». Упомянув в начальных главах, придется прочесть книгу почти до половины, чтоб узнать еще немного об убийстве, а какие-либо реальные продвижения по делу будут уже совсем в конце. По-хорошему, если бы «Страна радости» концентрировалась именно на мистике и убийстве, то вполне спокойно легла бы в формат 50ти или 60-ти страничного рассказа.
Пользуясь тем, что простора для фантазий было более чем достаточно, Кинг очень подробно расписывает чуть ли не каждого героя. Все, от Девина Джонса и до эпизодично упоминаемой Линды Грей, были описаны во всех необходимых деталях. Учитывая не очень большой объем книги, Кинг, может специально, а может и нет, расточительно расправляется со своими персонажами, выводя их из текста. Так, дойдя до половины повествования, он, будто в карточной партии, сбрасывает одних героев, и берет новых, которых описывает так же медленно и кропотливо.
Темп повествования иногда настолько низкий, что начинает казаться, что страница за страницей ничего не происходит. Но это не так. Образы героев и все события, которые с ними происходят, описаны настолько ярко и детально, что прочитав 300 страничное произведение, в котором, казалось бы, ничего не происходит, у читателя останется чувство, что он самолично прожил это лето и немножко осени. Книга, несмотря на очень низкий темп повествования, читается на удивление очень легко, более того, читатель полностью погружается в мир парка аттракционов 70-х годов. При должном настрое книгу можно прочесть за день, но даже если подолгу переживать каждый эпизод этой истории, то путешествие в «Страну радости» вряд ли займет больше, чем несколько вечеров. Меняется и традиционное для Кинга местоположение событий - из штата Мэн или Нью-Гемпшир, которые и так уже достаточно "натерпелись" от короля ужасов, события переносятся в Северную Каролину. Хотя Кинг был бы не Кинг, если б вышеупомянутые два штата даже не всплывали по ходу повествования.
Если находить схожие по стилю книги от короля ужасов, то «Страну радости» можно с легкостью сравнить с «Сердцами в Атлантиде», мистическая сторона очень схожа сюжетными ходами с «Мешком с костями», а атмосфера же очень похожа на феноменальное произведение «Дьюма-Ки».
Кинг взрослеет, а с ним взрослеет и его проза. «Страна радости» - это не ужасы, и даже не мистика (она есть, но совсем немного). Испугать в книге может разве что воображение читателя, нежели написанное на бумаге, и Кинг мастерски играет этим. Но главным страхом тут не являются убийцы или призраки, главный страх тут сама жизнь.
Итог. Приступая к прочтению «Страны радости» главное не обмануться и не ожидать мистического триллера, а наоборот расслабиться и окунуться в атмосферу 70-х, которую мастерски создает намного повзрослевший в творческом плане Стивен Кинг. «Страна радости» в первую очередь о жизни, опыте и взрослении, во всех возможных проявлениях, которые только могли втиснуться в три месяца лета и немножечко осени жизни главного героя. «Страна радости» переполнена эмоциями и образами, которые предстоит пережить читателю, очень близких и таких понятных каждому, кто возьмет в руки книгу.
Максим Сябер