Click to view
Как вы могли уже заметить я сторонюсь проектов от которых все в восторге. В первую очередь потому, что дикие восторги завышают ожидания. Вот от “Матрицы” например я ничего не ждал - и не был прям сильно разочарован. Мы, кстати, обсудили ее с Никитой и Аликом на недавнем
подкасте.
С “Архивом 81” же история такая - я сериал ждал с момента его объявления. И трейлер меня очень вдохновил. А восторженные отзывы которые прут из каждого утюга и вовсе подняли ожидания до небес. Но мы же помним, что наши ожидания это наши же проблемы.
Сюжет
Дэн - эксперт по восстановлению старых мультимедийных носителей. Однажды он получает заказ - восстановить несколько видеокассет, которые были найдены после пожара Виссере - большом многоквартирном доме.
Но, заказчик ставит условие: пленки должны быть восстановлены в специально предназначенном для этого месте - уединенном офисе посреди леса, в котором Дэн будет работать один.
И вот, восстанавливая пленку за пленкой, и погружаясь в историю Виссера и девушки по имени Мелоди, которая эти пленки снимала, он понимает, что был выбран для этого задания не случайно и между ним и Мелоди есть некая связь… или может он просто сходит с ума?
Производство
Разбор же сериала я начал бы с того момента что “Архив 81” - это экранизация. Правда не книги, а одноименного подкаста, который выходил с 2016-го года. Узнал я об этом уже после просмотра сериала, так что это никоим образом не повлияло на восприятие. Но сам факт меня откровенно удивил. Экранизаций подкастов я вроде пока не встречал.
Атмосфера
Что же касается самого сериала, то он с самого начала погружает зрителя в атмосферу некой мистической неопределенности. Темп фильма медленный и вязкий, в то же время фактически полное отсутствие ненужных и пустых сцен способствует отличному погружению в происходящее. Подчеркивает все продуманная визуальная составляющая, отлично показывающая контраст между мистическим прошлым и загадочным настоящим, дополненный съемками с ручной камеры.
Развитие сюжета
Развивается же сюжет хоть и медленно, но без особых провисаний. Ближе к концу он полетит галопом, но первые серий пять - это просто прекрасная и неспешная мистическая картина, в которой шаг за шагом раскрываются все новые и новые подробности истории. Вокруг Дэна происходят странные события, ему видятся люди, и все это на фоне того, что он находится в абсолютном одиночестве. И именно это создает главный вопрос сюжета - действительно ли происходит что-то таинственное, или Дэн просто медленно и уверенно сходит с ума?
Не менее жуткая и загадочная история Виссера, которая раскрывается через историю Мелоди, которая все записывает на камеру. И вот тут, если честно, находится первый момент, который в сериале не то чтоб разочаровал, но явно был не в тему. Нам показывают не только пленки Мелоди, но и саму Мелоди. Ее сюжетной ветке уделено не меньше времени чем ветке Дэна. Но если смотреть на Дэна, который сидит в пустом бункере и медленно сходит с ума отсматривая пленки - достаточно жутко. Жутко потому что не понятно. Линия Мелоди же - это типичный хоррор про страшный дом, которому просто нечем удивить. Если бы не показывали саму линию Мелоди, а раскрывали ее через старенькие VHS-ные пленки, оставляя некую недосказанность, возможно провала в банальщину бы не получилось. Но увы.
Сериал показывает намного больше, чем должен показывать, тем самым нарушая главное правило хорошей мистики. Сейчас вот пара спойлеров будет! Готовы? Окей. Итак, сериал в принципе излишне увлекается показыванием того, что Дэн видеть никак не мог. Квинтэссенцией всего становится седьмая серия, где рассказывается история культа, который поселился в Виссере. Мало того, что это ломает весь саспенс, потому как зрителю показали все и даже больше, Дэн же, в итоге, каким то образом знает эту историю. Вопрос только: а как? Он видел только пару фоток и убитый в говно фильм, но выводы из этого делает четко такие, как и зритель, который часовую серию посмотрел в 4K качестве.
История в принципе сшита белыми нитками и банальный вопрос - “а что если бы Дэн смотрел кассеты не в верном порядке?” делает историю полностью несостоятельной.
Герои
Полное же отсутствие какой-либо идейной нагрузки и вовсе ломает логику героев. И казалось бы - идея есть. Это семья, родители, самопожертвование… но в случае с Дэном - ему до событий сериала было вообще по пупку что там случилось с его отцом, та и после он скорее другим местом думал т.к. Мелоди его интересовала явно больше. Сама же Мелоди и вовсе прекрасная смесь слабоумия и отваги, которой позавидовали бы даже Чип и Дейл. Она без разбора лезет в дела, которые ее не касаются, нарывается на проблемы, нарушает все возможные правила, занимается ложными обвинениями, а потом удивляется с чего ее полиция принимает за наркоманку.
Антагонист и вовсе выше всяких похвал. Мало того, что мотивации у него ноль, он не избавился от Дэна когда были шансы, так еще и принес ему все разгадки на блюдечке. Хотя в планы у него это явно не входило. Как и думать хотя бы на один шаг вперед.
Актеры
Что касается персоналий. Донован привычно примерял на себя амплуа злодея. Хотя в чем его “злодейность” так до конца и не понятно. Он скорее напоминает обычного корпоративного босса, который преследует какие-то свои цели. Эван Йонигкейт и Джорджина Хэиг, которые сыграли мистических злодеев из разных эпох, как по мне, на роли не так чтоб очень подошли. Они такие милашки, ну какие из них злодеи? Мэтт МакГорри - был хорош в роли друга протагониста, да и протагонист в исполнении Мамоду Ати тоже в принципе был хорош. Но вот Дина Шихаби, при том, что она неплохая актриса, тут явный мискаст. Ну не удается ей убедить зрителя, меня, что ей так сильно нужно: найти мать, спасти девочку, спасти подругу, разоблачить мистический культ… нужное подчеркнуть, что она готова за это дело отдать свою жизнь. С другой стороны - может я просто много хорроров посмотрел про страшные дома и мне просто тяжело сопереживать героям?
Создатели
Что касается создателей. Шоураннером сериала значится Ребекка Сонненшайн, которая в свое время была продюсером и сценаристом таких хитов как “Пацаны” и “Дневники Вампира”, и далеко не хита “Переправа”. Сняла же большинство серий Ребекка Томас, которая, в свое время, руководила одной из серий “Очень странных дел” и является режиссером “Лаймтауна”. Но, уверен, всех интересует Джеймс Ван. И таки да, он к проекту причастен, правда только как исполнительный продюсер.
Оценки
На
imdb - 7.5, на
Rotten Tomatoes - высокие 84% от критиков,
кинопоиск же дает хорошие 7.2. В общем - все достаточно хорошо. Как в принципе и с перспективами. При таком приеме сериал явно ждет второй сезон, хотя его официально и не подтвердили. С другой стороны - даже если его и не будет, финал, который хоть и является открытым, вполне может служить окончанием истории и не плох даже в таком виде. Хотя, зная Netflix, свое они не упустят.
Итог
Отличный развлекательный сериал, который, правда похож на жвачку. Первые серии радуют загадками, последние слегка разочаровывают разгадками. Красиво и атмосферно, правда с явным мискастом некоторых персонажей. Лично я не жалею, что посмотрел… но с такими восторгами я ожидал намного и намного большего.
источник