Ада нет, кроме того, что вокруг нас
Из к/ф «Жесть»
Казалось бы, что может британский мини-сериал о бандитах рассказать искушенному в этом плане пост-советскому зрителю? Ну бандиты, ну наркотики… Учитывая что сериал в странах СНГ не очень известен и на ТВ его не показывали (да и никогда наверно не покажут, ибо подобного продукта от отечественного производителя хоть отбавляй) большинство аудитории, пролистывая «Прикуп» на мониторах своего компьютера, махнет рукой с твердой уверенностью, что все это они уже видели в «Бригаде». А зря…
Сюжет. Фредди - психически неуравновешенный бандит, который после четырехлетней отсидки выходит на волю. Мафиозный босс, Оззи, благословляет его на продолжение бандитской деятельности, под его, так сказать, протекторатом. Задача Фредди - посмотреть как в действительности идут дела у соратников Оззи которые на свободе. Но вот кто сказал что Фредди, заручившись поддержкой своего двоюродного брата Джимми, действуя от имени босса, будет делать то, что ему велено, а не то, что считает нужным… нужным, в первую очередь, для себя.
Сериал с самого начала отправляет зрителя в жутковатую атмосферу преступного мира восьмидесятых. Благодаря отлично подобранному саундтреку и актерской игре - каждая сцена вызывает какое-то первобытное чувство страха перед главным героем.
Сериал разбит на несколько логических составляющих (старт повествования в 1984 году, а финал в 1994-м), которые показывают сначала стремительный восход, а затем не менее стремительное падение Фредди, на фоне медленного, но уверенного превращения Джимми из второпланового игрока в главного.
Во многом идеей сериала кажется извечный вопрос - что важнее бизнес или семья? Фредди ведет дела по старинке, никакого изящества, он идет на пролом, его главный козырь «грубая мужская сила». В то время как Джимми скорее талантливый администратор, нежели воин. Каждый силен по своему, но ни один не смирится с тем, что править будет другой. Более того, кому-то в голову в любом случае придет мысль править единолично, без мотающего срок Оззи. И, где-то к середине сериал переходит из разряда «что же случится с Фредди?» в «кто нанесет удар первым?». Костолом Фредди? Тактик Джимми? Или Стратег Оззи?
Концовка каждой из серий (в отличии от американских сериалов, которые скорее оставляют больше вопросов чем ответов) повергает зрителя в шок. Нет, виной отнюдь не фактор неожиданности, напротив, скорее досмотрев серию можно спросить себя «неужели он и правда это сделал?». Настолько пугающую реальность происходящего нужно еще поискать. Реальность - пожалуй, самый главный конек «Прикупа».
Успех. Это то самое слово, которое можно проассоциировать с сериалом. Выйдя на ТВ он снискал настолько большую популярность в Англии, что его сразу затребовали на DVD, где он вскоре вышел единой склейкой, как почти трехчасовое кино. Оценка по версии imdb - 7,8, что можно считать отличным результатом для сериала (не говоря уже про полнометражный фильм) такого жанра.
Режиссер фильма - Дэвид Друри и сценарист - Нил Бисуотс ничем особым в кино не отметились. И если первый более или менее известен нашему зрителю по постановке нескольких серий «Прах к праху», то работы второго вряд ли вызовут у кого либо хоть какую-то ассоциацию. Более того, взглянув на фильмографии обоих можно, пусть и немного смело, но утверждать, что «Прикуп» явный венец карьеры обоих.
Фильм снят по роману Мартины Коул, которая снискала себе популярность в жанре «криминальная драма», хотя на русский язык, она фактически (в том числе и «Прикуп») не была переведена.
Что касается актеров, то тут все намного проще. На главную роль была выбрана звезда местного разлива - Том Харди, который всем в Британии доказал что может сыграть любую роль в любом кино, хоть то придурковатый вояка в «Падении черного ястреба», хоть злодей из «Звезного пути: Возмездие», хоть безобидный и немного чеканутый бомж из «Стюарта: жизнь в обратную сторону». Зверь, псих, подонок - вот те ассоциации, которые вызывает Харди на экране. Как никогда вжившись в персонажа, улыбаясь врагам своей голливудской улыбкой полной кривых зубов он вселяет омерзение и одновременно страх каждому, кто попадается на его пути.
Двумя годами позже Харди покорит Голливуд, снимаясь все в новых и новых хитах, но в «Прикупе» он еще звезда исключительно британского кино. Но даже несмотря на это - он шикарен. Как, впрочем, и всегда. Хотя, нельзя не отметить гримеров, которые поработали над Томом по первому разряду - его лицо было хоть и в мелочах, но изменено. Зубы, нос, глаза - вот те мелкие детали, которые из красавчика превратили Харди в первоклассного злодея, одна улыбка которого вызывает холодок.
Фредди центральный персонаж, как бы не старался Джимми. Потому на фоне сыгравшего Фредди Тома Харди меркнет и Шон Эванс (он же Джимми), и обе женские роли - Шарлотты Райли (которая играет жену Джимми - Мэгги) и Кирстен Уоринг (она же Мегги, жена Фредди). Хотя герои и Мэгги и Джекки прописаны и показаны очень хорошо. Первая сильная и независимая, смотрящая в будущее женщина, вторая загнанная тираном. Что касается актерских заслуг всех троих - они не шибко велики и в основном распространяются на территории Британии. Впрочем, Шарлота Райли, под патронатом своего друга, упомянутого выше Тома Харди, пробовалась на роль женщины-кошки в «Возвращение Темного рыцаря», но не судилось. Несправедливо было бы забыть актеров, которые сыграли детей Фредди и Джимми. Перечислять их нет смысла, но отметить стоит. Не переигрывали, не тушевались. За что им отдельное спасибо.
С первой и по последнюю серию «Прикуп» держит в напряжении. Главная фишка - реальность. Жесткая, пугающая, но все таки реальность. Герои, события - все кажется слишком реальным, слишком возможным. Три часа непрерывного вопроса «что же будет дальше?», и пугающий ответ «иначе и не могло быть» - заставляют сидеть у экрана и ловить каждый момент, содрогаться и переживать.
«Прикуп» - сериал, снятый в лучших традициях британского кино. В то же время он привносит очень много нового в жанр криминальной драмы. Характеры, образы… Все, начиная с первых кадров и заканчивая развязкой - все достойно того, чтоб это увидели. Даже для тех, кто считает, что видел в этом жанре все.
Максим Сябер