Этот византийский дворец в сирийской пустыне находится в стороне от основных дорог Сирии. Доехать до него самостоятельно не легко, если только брать такси в городе Хама, общественного транспорта практически нет. Из за этого такого его расположения, я решил посетить Каср Ибн Вардан в составе организованной экскурсии из отеля Риад, в котором я базировался. Весьма приятно отдохнуть от толчеи в маршрутках, поездить на более менее сносном микроавтобусе за мизерные деньги. Всем рекомендую, цена вопроса, где то 12 $. Сирия еще не стала «нормальной» туристической страной, как Египет какой-нибудь, поэтому никто не будет вам ничего впаривать по дороге, гида тоже никакого нет, есть водитель который довезет вас до места и будет заниматься своими делами, а вы своими - благодать…
Итак Каср Ибн Вардан - сооружение о котором мало что известно…
Общий вид дворца
Дворец построили византийцы при императоре Юстиниане I, на фасадах есть две надписи 561 и 564 г, возможно это дата постройки. Каср Ибн Вардан часто называют замком и ставят вровень с такими византийскими крепостями как эр-Расафа и Халябия, что по моему мнению не очень верно, ибо по своим оборонительным качествам он сильно уступает выше названным объектам. В нем отсутствуют внешние стены, хотя может быть они и существовали здесь раньше, но маловероятно, что были очень уж внушительными, иначе как можно объяснить их полное исчезновение. Ведь стены это самая долговечная часть любого замка, скорее исчезнут все гражданские постройки, но оборонительные валы должны остаться, здесь их нет и это при весьма хорошей сохранности двух главных сооружений - дворца и христианской базилики.
С другой стороны допустить, что такое роскошное сооружение не имело укреплений тоже тяжело. В пустыне вокруг кочевали воинственные бедуинские племена, не так далеко отсюда проходила граница между Византией и владениями Сасанидского Ирана. Каким образом византийцы собирались охранять этот дворец не совсем понятно, так же не ясно для кого он строился.
Возможно Каср Ибн Вардан был резиденцией византийского наместника, а может быть здесь жил арабский филарх (phylarch пограничный союзник). Конкретно во время строительства дворца территорию Сирии контролировала арабская династия Гассанидов. Они в то время почти повсеместно уже приняли христианство . Самым ярким представителем этой династии был аль-Харит ибн Джабала (ок. 528-569 гг), филарх арабов Палестины и патрикий Византийской империи. Он умудрился сколотить целое арабское царство на границе Византии и Персии. Тем более между этими державами в 562 году был провозглашен мир на 50 лет, и можно было заняться обустройством жизни, не утруждая себя возведением «излишней» фортификации.
Каср Ибн Вардан почему-то приписывают полководцу Юстиниана I Велизарию, но в эти годы он был уже не удел и вскоре умер вместе со своим императором, Юстиниан и Велизарий умерли во один год - 565. Поэтому, мне кажется, что эти двое не имеют к замку никакого отношения, если учитывать даты на фасаде дворца - 561 и 564 гг. А вот гассанидский царь Аль-Харит Ибн Джабала действительно мог отгрохать себе резиденцию по столичному образцу, чтобы все «как у людей было». И это согласуется с малой защищенностью форта, дело в том что арабы недолюбливали фортификацию как таковую и часто строили мало укрепленные резиденции в отличии от византийцев, которые знали толк в крепостях.
Каср Ибн Вардан классический образец столичного константинопольского зодчества, здешняя базилика являет собой переходную форму от римской базилики к последующим крестовокупольным церквям. Это одно из первых, дошедших до нас сооружений такого рода. Т.е. эта церковь «прабабушка» всех храмов России. Купол базилики был выполнен из кирпича, что не типично для храмов в Сирии, сейчас от него ничего не осталось.
Чертеж-реконструкция базилики.
Хоры для женщин, очень распростаненное явление в Византии.
По моему мнению, дворец серьезно перегружен различной символикой, это и различные кресты и множество других непонятных сюжетов. Раньше я касался этого вопроса в статье о
Коптском музее и раннехристианских символах. Византийский крест с монограммами из проросших греческих букв А и W… «Аз есмь альфа и омега»
Здесь крест 8 или 16 конечный в виде солнца. Создается впечатление, что мастер хотел произвести эффект вращения предыдущего креста наподобие велосипедного колеса.
Здесь еще интересней, объяснить все символы не представляется возможным.
Один из входов в базилику - количество различных символов просто зашкаливает.
Купольное помещение внутри дворца.
Купол второго этажа