Стамбульский музей имеет небольшую, но весьма показательную коллекцию ранних артефактов оставленных древнейшими греками. Эти предметы попали в музей еще во времена поздней Османской империи. Древнейшие артефакты из Малой Азии выставлены преимущественно в Музее анатолийских цивилизаций, что в Анкаре. Но некоторые содержатся и в музее Стамбула.
Ниже, керамическая фигурка Богини Матери из Тарента - греческой колонии на юге Апеннинского полуострова. Она датируется 5 веком до н.э.. На плечах фигурки можно видеть восьмиконечные розетки - символы Богини Матери, как мы знаем уже у шумеров восьмиконечная звезда богини Инанны - это
знак божества вообще. Интересно, что на православных иконах звезды на плечах Богородицы стали устойчиво изображать лишь в позднем средневековье. Особенно эта символика была характерна для древнерусского искусства. Западноевропейская христианская художественная традиция символы звезд (парные на плечах и/или одиночные на голове Богородицы) использовала достаточно редко, преимущественно только в раннее средневековье, связано это было с влиянием византийского искусства.
Вотивная фигурка Богини Матери из Тарента, 5 век до н.э.
Восьмиконечные звезды на изображениях богинь появились уже в очень ранее время. Они есть уже на схематичном идоле богини с острова Родос 14-11 вв. до н.э.
Вотивная фигурка богини с Родоса, 14-11 вв. до н.э.
Ниже, несколько схематичных «идолов» изображающих Богиню Мать из ранней греческой Беотии. Они датируются 14-11 вв. до н.э. и их видимо можно отнести к творениям микенских греков.
Схематичность этих изображений проистекала не от неумения создателей фигурок, а от религиозного консерватизма. Даже в классическое время Богиню Мать мог изображать простой необработанный камень (байтил). Как можно заметить, внизу слева, фигурка имеет вполне узнаваемое человеческое лицо, но тело богини имеет сходство с неким неодушевленным предметом типа доски или столба. Справа, на «фартуке» богини изображен главный символ Богини Матери -
косой крест и что важно круг (солярный символ). Который свидетельствует о том, что сущность женского божества у микенских греков имела уже солярную природу, как и у всех остальных индоевропейских народов. Хотя,
как я писал недавно, знак косого креста ранее, еще в неолите, был связан скорее с водой и водными источниками, а не с солнцем и звездами на небе.
Вотивные фигурки богинь из Беотии, 14-11 вв. до н.э.
Расставленные руки - это тоже дань традиции, фигурки богинь несомненно воспроизводят знак Богини Матери - крест, известный еще с неолита. Точно также в форме креста были изображены богини, найденные на
дьяковских городищах Московской области. Руки расставленные в стороны - это важнейшая черта иконографии древних богинь. В руках они могли держать змей, растения, молнии и т.д. Первые изображения так называемой
«обнаженной богини» в Месопотамии тоже имели подобную форму - эта богиня грозы держала в раздвинутых руках пучки дождя и молний.
Вотивные фигурки богинь из Беотии, 14-11 вв. до н.э.
Женские изображения из Милета, 7-6 вв. до н.э.
Три вотивные фигурки Кибелы из Чанакалле (северо-запад Турции), 6 век до н.э.
Колье из Линдоса (Родос, Греция), 6 век до н.э.
Ниже, артефакты из некрополя в Патели в северной Греции открытого Русским археологическим институтом в Константинополе (РАИК) в 1898 году. Тогда были исследованы более 358 гробниц, датируемых периодом между 950 и 550 годами до нашей эры.
Бронзовые украшения в форме солярных символов из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Солярные символы Богини Матери из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые браслеты из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Сдвоенные керамические сосуды соединенные косым крестом из гробниц Патели, 8-6 вв. до н.э.
Реконструкция плиточной могилы из Патели, 8-6 вв. до н.э.
Реконструкция зала минойского дворца из Археологического музея Стамбула.
Бронзовые предметы из гробниц в Патели, 8-6 вв. до н.э. Можно отметить обилие бронзовых парфюмерных принадлежностей. При этом оружия в гробницах нашли очень мало.
Бронзовые украшения из гробниц Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые украшения из Патели, 8-6 вв. до н.э.
Погребальная процессия изображенная на стене музея Стамбула.
Керамические головы из греческого Тарента (ныне Таранто в Италии), 5 век до н.э.
Вотивные фигурки из греческого города Кимы, который находился рядом c нынешним турецким Измиром (древней Смирной), 7-6 вв. до н.э. Справа, персонаж с чашей одет в скифский или фригийский колпак.
Две фигурки из главного города Ликии Ксанфа - Богиня Мать и ее лев. Они датируются 7-6 вв. до н.э, что подразумевает их появление еще до персидского завоевания Ликии в 6 веке до н.э. Если это так, то нужно думать о сильном фригийском или лидийском культурном влиянии на жителей Ксанфа. Ибо такое развитое искусство у ликийцев 7-6 вв. до н.э. ранее как-то не фиксировалось.
Реконструкция керамических панелей на храмовом здании из Сард - столицы древней Лидии в Малой Азии, 7-6 вв. до н.э.
Керамическая панель из Сард. В основе узора стилизованные кресты, формирующие символ "засеянного поля", и сдвоенные линии в виде бутона цветка. Судя по реконструкции, фрагмент декора размещен на стенде вверх ногами.
Керамические водостоки из Сард.
Грифон на фрагменте керамического декора из Сард.
Бронзовое зеркало из лидийских Сард, ранний 5 век до н.э.
Ручка зеркала украшена сдвоенными протомами лошадей и центральным круглым элементом, несомненно изображающим солнце также как и диск всего зеркала в целом. Вся композиция символизирует
двойственность Богини Матери, обозначенной здесь как солярное (солнечное) божество меж двух лошадей-близнецов. Это важнейший индоевропейский символ, появившийся в бронзовом веке. Конные близнецы (арийские Ашвины или греческие Диоскуры) отображали две фазы планеты Венеры на небосводе - вечернюю и утреннюю звезду. Схожие по смыслу изображения встречались у
славян и балтов на территории России. Ручка зеркала украшена сдвоенными протомами лошадей и центральным круглым элементом несомненно изображающим солнце.
Ниже, золотые пластинки из лидийских Сард с символикой аналогичной предыдущему фото зеркала с лошадьми. Только вместо лошадей мы видим уже месопотамский сюжет с двумя сфинксами и диском крылатого солнца в центре над ними. Сфинксы изображены бородатыми - это свидетельство патриархального осмысления древнего индоевропейского образа сфинкса, обозначавшего Богиню Мать, как правило это признак ее дуальности, так как их часто изображали парами. В индоевропейской греческой культуре сфинкс всегда существо женского пола, что намекает нам на невероятную древность этого сюжета. Видимо, эти пластинки правильно датированы 5 веком до н.э., это время очень активного проникновения на территорию Лидии культурных воздействий из Междуречья в связи с персидским завоеванием.
Сфинксы на золотых пластинках из лидийских Сард, ранний 5 век до н.э.
Золотые бляшки в виде очередных сфинксов только уже без бороды из лидийских Сард. Скорее всего, головы сфинксов здесь тоже мужские, так как эти изображения принадлежат культуре Междуречья, а не местных малоазийских индоевропейцев.
Женская голова из Сард, 7-6 вв. до н.э.
Читайте также:
Мать Сыра Земля и ее древнейшая символика Древняя богиня Москвы. Что о ней известно? Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии Божественные сестры близнецы. Дуализм Великой Матери богов Обнаженная богиня Месопотамии. Что о ней известно?