"Город мертвых" в Каире

Sep 15, 2009 17:28

Кладбища Каира или «город мертвых», интереснейшее место старого города. Там сохранилось огромное количество памятников мамлюкского периода истории Египта. И не смотря на это, город мертвых редко посещают туристы. Существуют множество страхов и фобий, связанных с эти местом, тут и вездесущие попрошайки, и бомжи, живущие в могилах, и вообще страх перед любым некрополем. Кладбища Каира действительно заселены людьми, а это плохо укладывается в голове туриста из цивилизованного мира. Я решил развеять для себя эти мифы и убил на «город мертвых» целый день, оказалось, что за это время можно только бегло осмотреть основные достопримечательности, многое так и осталось за «бортом»…




Кладбища Каира огибают старый  исламский город с восточной стороны, прерываясь холмом Цитадели,  которая  делит «город мертвых» на Северную и Южный части. Они так и называются Северное кладбище и соответственно Южное. Попасть туда можно на такси, я же пришел  на Северное кладбище пешком от Площади Хусейна, расстояние там где-то полкилометра.

Раньше мамлюкские мавзолеи стояли свободно за крепостной стеной, сейчас они зажаты со всех сторон жилыми массивами, и оказались почти в центре города. На старых фото и картинах 19 века это хорошо видно.









Активно заселять кладбища стали в 60 годах прошлого века, сюда селили беженцев из района Суэцкого канала. По началу, здесь начались проблемы с инфраструктурой - людей было очень много, но судя по всему, правительство с этим справилось. Сейчас, по моему субъективному мнению, кладбища заселены в лучшем случае наполовину, улицы днем абсолютно безлюдны, если взрослые еще могут уезжать на заработки, то дети должны бегать в огромных количествах  - но ничего этого не заметно.



Это тихий спокойный район, похожий на наши дачные участки. Есть магазины, ходят автобусы, заборы и дома для Египта очень добротны - видно много подновлений, есть и современная застройка. На Южном кладбище дела обстоят несколько хуже, но все же, мне кажется, что лучше жить здесь, чем в кустарных многоэтажках на окраине, которые еще немного и обвалятся на головы жителей.

Безусловно, представление о том, что людей якобы засунули на кладбища жить в склепах неверно изначально. Здесь были пустыри, которые впоследствии были освоены  местным населением. Думается, что сначала  сюда пришли люди в году этак 1967, построили дома, а затем заполнили собой кладбища - смертность в Египте очень большая, иначе я не могу объяснить такую плотность захоронений, ведь на старых фото мавзолеи стоят абсолютно свободно.









Начать осмотр «города» можно откуда угодно, но для начала стоит оценить местность с какой-нибудь возвышенности и проложить примерный маршрут - ориентироваться «на земле» очень тяжело, даже имея карту. Основная масса памятников Северного кладбища растянута с севера на юг по линии, проходящей примерно через центр. Мавзолеи Южного кладбища сгруппированы большей частью на севере, возле Цитадели

Наиболее значимые памятники Северного кладбиша - мечеть, ханака и мавзолей султана Инала, мечеть и мавзолей Фараджа Баркука, комплекс Барсбея и комплекс султана Каитбея, ну и многочисленные мавзолеи, разбросанные по всей площади «мертвого города».

Комплекс Султана Инала, построенный  1451-1456 году находится на самом севере кладбища.Он состоит  из руин мечети, медресе, суфийской ханаки, по сути, это целый исламский монастырь.











Султан Ал-Инал, будучи чистокровным черкесским мамлюком, до конца своих дней так и не освоил арабский язык - не умел, ни читать, ни писать. Он пользовался только своим кавказским наречием, зато настроил множество религиозных сооружений, таким образом проявляя свое рвение в исламе.





К нему примыкает погребальный комплекс эмира Куркумыса ( 1506год), возглавлявшего мамлюкское воинство при султане Каитбее.







Вместе два комплекса представляют собой огромную археологическую зону.



Комплекс эмира Куркумыса и султана Инала (картина Девида Робертса - начало 19 века)

При осмотре мне помогал, а скорее всего мешал, молодой человек в рубашке и брюках, по армейски энергичный и  четкий. Он открывал двери во внутренние помещения, регламентируя мое пребывание на объекте, типа сюда нельзя - а туда можно, и постоянно лез в объектив, сделать снимок без него было очень затруднительно. Таких молодых людей в одинаковых рубашках в «городе мертвых» очень много. Конечно мне импонирует, что правительство Египта беспокоится о моей безопасности, но без них было бы намного удобнее. Если уж без провожатых вообще нельзя обойтись, то мне лично больше нравятся служители культа, они более расслабленные и медитативные, и меньше интересуются ходом событий.

Большая мечеть и мавзолей Фараджа ибн Баркука (1400-1411 год) построена сыном основателя корпорации "башенных" бурджи мамлюков для своего отца.



Известен он еще тем, что смог достаточно легко отделаться от войск великого Тамерлана, отдав ему Аллепо и Дамаск. Мамлюки применили тактику выжженной земли, и до Каира «Железный Хромец» не дошел.













Комплекс султана Барсбея (1433 год) состоит из нескольких мавзолеев и мечети. «Башенный» мамлюк Ал-Ашраф Барсбей известен как покоритель Кипра, при нем Египет имел очень значительный средиземноморский военный флот.







Комплекс султана Каитбея (1472-1474 год) состоит из огромного количества сооружений - мавзолеев, больниц и мечетей.




Правда, в главную мечеть меня не пустили по причине намаза, пришлось ограничиться фотографированием наружной двери, она того стоила.












Мавзолеи «речных» бахри мамлюков -  более ранняя эпоха.
Мавзолей Ум Анук принцессы Тугхай (1348 год) - любимой жены султана Ан-Насира Мухаммада, прославившегося обширным строительством в Каире - возведением мечети в Цитадели и строительством Большого Акведука.









 


Мавзолей Ас-Сааб Банат (15 век) мамлюки Бурджи



Мавзолей Ал-Рифай (16 век), мамлюки Бурджи



Юнус Аль-Давадар (1382 год) - один из самых ранних «черкесских» мавзолеев, Аль-Давадар был управляющим у султана Баркука, он погиб в сражении - в Сирии, и не был захоронен в своем мавзолее.




Начиная от Цитадели и южнее возраст памятников увеличивается, что лишний раз доказывает, что исторический центр города смещен к югу, в сторону Фустата и античного Вавилона, где сейчас находится коптский квартал. На южном кладбище преобладают мавзолеи «речных» бахри мамлюков и даже встречаются постройки  времен фатимидов.

Южное кладбище (Девид Робертс - картина начала 19 века)

Южное кладбище конец 19 начало 20 века.


Небольшой мавзолей Раджаб Ал-Ширази (1379 год), зажатый между домами, находится у подножия Цитадели. Возможно это последний представитель «речных» мамлюков.


Южное кладбище



Мавзолей, минарет и ханака комплекса  Ал-Султания (1350-1360 год), мамлюки «бахри» -  на Южном кладбище. Он выполнен в персидском стиле, и возможно принадлежит матери султана Хасана, построившего самую большую мечеть в городе.








 


Минарет и мавзолей Саяр Ал-Дин Кавсуна (1335-1336 год), «бахри» мамлюк.






Мавзолей Эмир Судун (1505 год), «башенный» мамлюк бурджи. Эмир Меджлис Судун был тысячником при султане Аль-Гури и погиб в Сирии 1516 году вместе со своим господином в сражении с турками османами.





P.S. Безусловно, я хотел создать положительный образ кладбищ и Каира в целом, хотя, конечно, надо признаться, у меня осталась масса фото, которые я не стал выкладывать, дабы не нарушать "гармонию". Про горы мусора, стаи бродячих собак, вездесущую грязь и пыль и так все знают. Хочу только сделать акцент на постоянном присутствии каирской пыли, сия субстанция очень сильно затрудняет фотографирование, на кладбищах ее много больше, чем в городских кварталах, и она намного мельче песка в пустыне. К концу дня у меня там заглохла камера, я решил, что ей пришел "каюк", даже подумалось о всевозможных суевериях, связанных с "городом мертвых" - ведь здесь покоятся миллионы мертвецов, а я уж очень активно лазил по их могилам...Но минут через 30 она протряслась и ожила, Аллах милостив..Короче, берегите технику, ну себя тоже...

Каир - сказочный город "тысячи и одной ночи", в который мне всегда хочеться вернуться...






Египет, Каир

Previous post Next post
Up