Этот пост посвящен двум древнейшим церквям Торговой стороны в Новгороде - Николо-Дворищенскому собору и собору Рождества Богородицы Антониева монастыря. Оба храма построены в начале 12 века и имеют много общих архитектурный черт, несмотря на то, что один «княжеский» - Никольский собор, а другой «монастырский» - Рождества Богородицы.
Преподобный Харитон Исповедник.Фреска собора Рождества Богородицы 1125 год.
Николо-Дворищенский собор, древнейший храм Торговой стороны, был возведен в 1113-1136 году по приказу сына Владимира Мономаха князя Мстислава Великого.
С начала 13 века у стен собора собиралось городское вече, поэтому храм стал важной частью городской жизни Новгорода.
Как и другие большие каменные соборы начала 12 века, Георгиевский собор Юрьева монастыря, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря и не дошедший до нас собор Блоговещения на Городище, Никольский храм олицетворяет собой устремленность вверх, в небеса. Все эти церкви имели сравнительно небольшую площадь при очень приличной высоте. Например, Николо-Дворищенский собор всего на полтора метра ниже Софийского собора - главного храма Новгородской земли.
Впоследствии, это ощущение устремленности ввысь несколько поблекло из-за различных пристроек-перестроек, и главным образом из-за поднятия уровня окружающего грунта. Исключение здесь, наверно, составляет только знаменитый Георгиевский собор Юрьева монастыря, который и сейчас выглядит очень высоким. Связанно это, скорее всего, с его обособленным «монастырским» положением, культурный слой вокруг него нарастал не так сильно, как в центре города. Жалко мне не удалось снять этот храм, так как он, как и многие другие новгородские церкви из-за предстоящего дня города стоял в лесах.
Сейчас вокруг Никольского собора ведутся археологические раскопки, вся лишняя земля срыта, поэтому можно оценить, как тонок и грациозен собор князя Мстислава в основании.
Николо-Дворищенский храм сильно пострадал от бесконечных поновлений и перестроек, почти все его первоначальные фрески 12 века были утрачены. Но несколько фрагментов все же осталось. Это фигура Св. Лазаря в алтарной части храма, несколько фрагментов сцены Страшного суда и фрагмент сцены "Иов на гноище", которые находились в нартексе при входе в собор.
Св.Лазарь
Фрагмент сцены Страшного суда.
Композиция "Иов на гноище".
Общий вид найденных участков первоначальной росписи собора.
Остатки орнаментальной росписи начала 12 века в оконных нишах.
Главная апсида собора, видно как высоко поднялись полы в храме за столетия.
Второй древнейший храм Торговой стороны - это, стоящий за городским валами, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, возведенный в 1119 году. В отличии от Никольского - княжеского собора, храм во имя Рождества Богородицы самая настоящая монашеская церковь, главная идея которой аскеза и духовное подвижничество.
Собор Рождества Богородицы и монастырь, по преданию, основал Св.Антоний, прозванный Римлянином, возможно, он и правда, родился в далекой Италии. Согласно своему Житию Антоний приплыл в Новгород на большом камне, кстати, камень сей до сих пор лежит в западном приделе храма, чтоб никто не сомневался…
Сегодня всеми историками признается, что Антоний был человеком пришлым. Предполагается, что он был монахом из Киево-Печерской лавры, прибывшим в Новгород, для наставления местной паствы и укоренения идеалов суровой монашеской аскезы. Именно этими идеями подвижничества проникнуты все сохранившиеся фрески собора. Скорее всего, они создавались при непосредственном участии Св. Антония Римлянина.
Место, где стояла рака Св.Антония.
Из Жития Антония известно, что он имел опыт столпничества в Италии. Тем же самым он занялся и в Новгороде, затворясь в маленькой келье в молитвенном предстоянии. Келья Антония сохранилась до наших дней в башне собора, там же проходит винтовая лестница, ведущая на хоры и в придел святых Онуфрия Великого и Петра Афонского. В этой башне сохранилось еще несколько келий монахов-столпников и весьма интересные фрески-граффити на стенах.
Келья Св. Антония Римлянина в башне-столпе собора Рождества Богородицы.
Рядом с кельей нечеткая фреска монаха-столпника.
"Смиренный лев" на стене башни-столпа.
Фигура человека. Башня собора Рождества Богородицы.
Около рисунка процарапано имя Петр, многие считают, что это изображение зодчего Петра, возглавлявшего строительство Георгиевского собора Юрьева монастыря, соответственно строительство собора Рождества Богородицы тоже приписывают мастеру Петру. Этот зодчий заправлял всем княжеским строительством в Новгороде. Как я упоминал выше, все большие каменные соборы начала 12 века имеют одну стилистику, поэтому единое авторство возможно, хоть это и берется под сомнение современными исследователями. Кто непосредственно изображен на рисунке внутри соборной башни неизвестно.
Еще одна келья монаха-столпника.
Храм внутри поражает своей высотой, снаружи из-за различных пристроек это не так заметно.
Титанические труды по уничтожению древних росписей собора в 1837 году под руководством новгородского митрополита Серафима не прошли даром. Почти все фрески 12 века были сбиты, но кое-что все же осталось.
Святые целители Флор и Лавр. Фреска на столбе собора.
Архангел Гавриил.
Богоматерь
Волхвы из композиции "Рождество Христово".
Апостолы из композиции "Успение Богоматери".
Преподобный Харитон Исповедник.
Преподобный монах - мученик.
Еще один преподобный с мученическим крестом в руке.
Пророк и первосвященник Моисей.
Поднесение главы Иоанна Предтечи Иродиаде.
Святой диакон.
Нижнее фото, башня собора Рождества Богородицы. Изначально башня выполняла и функцию колокольни, возможно, это самый ранний известный пример колокольни на Руси.