На второй день пребывания в Дели, я отправился по классическому туристическому маршруту - смотреть Старый город. Раньше эта столица империи Моголов называлась - Шахджаханабад, по имени своего основателя Шах Джахана (он известен еще, и как строитель Тадж-Махала в Агре)." Старый Дели" не так уж и стар, так как был основан только в 1639 году. Это был уже седьмой по счету город, на месте современного Дели. Большинство городов-столиц, так или иначе, именуемых как Дели, располагалось порой на приличном расстоянии друг от друга, в Индии не было проблем с территорией, поэтому города редко строились один поверх другого, как это принято в Европе. Тем более исламские династии, основавшие большую часть прототипов современной столицы Индии, любили переезжать с место на место, так как все они были кочевниками - выходцами из Средней Азии.
Шахджаханабад не стал здесь исключением. Город возвели почти с нуля, севернее предыдущих столиц. В Дели Шах-джахан приказал построить цитадель - Лал Килу, или Красный Форт, подобной тому, что была у него в Агре и Большую Мечеть - Джами Масджид. Впоследствии, вокруг двух этих важных точек, вырос новый город, окруженный крепостной стеной с 14 воротами. В настоящее время, эти стены почти полностью утрачены, но башни ворот остались, правда искать их очень затруднительно, так как сегодняшний Старый Дели - это огромный лабиринт, состоящий из узких улочек.
Я не ставил себе задачу изучать именно Шахджаханабад, поэтому решил ограничиться только Большой мечетью и Красным фортом.
Ехать в Старый город лучше всего на такси, так как около значимых здешних объектов нет никаких станций метро, и весь общественный транспорт ходит совершенно непостигаемым образом. Такси от Мейн Базара до Джами Масджит мне обошлось в 50 рупий.
Сейчас перед главным входом в мечеть, располагается спонтанный рынок.
Большая мечеть Дели, стоит на возвышенности. Судя по всему, это местная индийская специфичная особенность. Возможно, строительство исламских культовых сооружений на холмах или искусственных платформах - заимствование из индуистской архитектуры, с ее горами Меру и прочими атрибутами.
Главные ворота в мечеть.
Мечеть облицована любимым в этих местах строительным материалом - красным песчаником. Он применялся при строительстве многих исторических сооружений в Дели. Залежи этого камня встречаются буквально в черте современного города.
Джами Масджид, в большинстве путеводителей, считается самой большой мечетью в Индии. Это конечно не так, самая большая мечеть, так и осталась в Агре, вернее, в городе Фатехпур-Сикри, она была построена еще императором Акбаром. Но, делийская мечеть тоже велика, ее внутренний двор имеет стороны 100 на 100 метров. Мечеть может вместить до 25000 верующих.
Из-за климатических условий в Индии редко строили сооружения с большими крытыми помещениями, вся жизнь как правило проходит на улице. Поэтому классическая индийская мечеть - это большой двор, окруженный стенами или галереями, и весьма незначительное пространство, имеющее крышу.
В центре каждой крупной мечети всегда есть водоем, для ритуальных омовений перед молитвой.
Почти все люди в Индии очень любят фотографироваться, особенно дети. Причем плату "за проход", вот такие сорванцы в Дели очень часто берут именно фотографированием, а не деньгами. Если снимешь одного, обязательно прибегут и другие, процесс может быть даже несколько утомительным:) Зато все рады))
Вот только взрослые в Дели радуются как-то не очень часто..
Из-за больших размеров мечеть имеет несколько минбаров, два из которых вынесены на открытое пространство.
В Индии все поражает размерами, молельная ниша - михраб, в Джами Масджид самая большая из всех виденных мной...
В мечети очень интересные потолки, они сделаны из длинных плит известняка. Кажется, что потолки деревянные или железобетонные, очень сложно вообразить, что такое пространство перекрыто простым хрупким камнем. Эта техника досталась мусульманам от старой индуистской архитектуры, если одной фразой, то это - примитивизм, доведенный до совершенства!
Врачеватель.
На крышу мечети можно подняться за скромные 100 рупий.
А можно и еще выше - на узкий минарет высотой более 40 метров. Минарет настолько узок, что два человека внутри не разойдутся.
Вид на внутренний двор мечети и ее главные ворота.
Вдали можно разглядеть в тумане стены Красного форта.
Вот так выглядит часть Старого Дели, прилегающая непосредственно к Джами Масджид.
Можно заметить, что в Индии, и в частности в Дели, весьма многолюдно:)
Уличный трафик.
Садись - эх, прокачу!
Основным транспортом в Старом городе до сих пор является велорикша.
У некоторых, так и не было детства...
Уличное кафе - заходи, кто хочешь..
Члены низших каст ждут какой-либо работы или пропитания.
Сидеть так они могут очень долго...
Здесь крупнее
Что не нравимся, да?:)
Каких-либо особых старых зданий я в Старом Дели не обнаружил, в закоулках, наверно что-то есть конечно, но в общей массе "колоритная" древность не очень ощущается.
Недалеко от Джами Масджид находится главный центр города - Лал Кила или Красный Форт, построенный, как и весь город Шах-Джаханом в середине 17 века.
Внутри крепости находилась резиденция Великих Моголов вплоть до 1857 года.
Главные Лахорские ворота Красного Форта, погрязшие в туманной дымке.
Стены крепости производят внушающее впечатление, со стороны реки Ямуны их высота 15 метров, а здесь, со стороны города все 35.
Правда, оборонительные качества Лал Килы уже в 17 веке оценивались как неудовлетворительные. Цитадель имеет только одну высокую и внушительную стену, плюс ров перед ней, заполненный водой. Для средневековья это была воистину неприступная крепость, но в века активного применения артиллерии, ее стены стали весьма уязвимы.
Для того чтоб попасть в крепость, нужно отстоять приличную очередь - всех проверяют на предмет взрывчатых средств и оружия. Индия живет под вечным страхом терроризма.
Пока я стоял в очереди, на моих глазах произошел интересный инцидент. Сначала некоторая предыстория, как известно в исламском мире не очень жалуют собак, собака считается нечистым животным. Но при этом я нигде на Ближнем Востоке не видел, чтоб открыто и массово издевались над этими четвероногими. Что удивительно, но в Индии я стал свидетелем множества подобных сцен. Собак лупят со страшной силой, странно почему только здесь.
Так вот, на площади перед воротами лежал, никого не трогал беспризорный пес, надо сказать, приличный такой пес - величиной с овчарку. И вдруг откуда не возьмись, появился человек в чалме, видимо муслим, ну и как всегда, он со всего маху долбанул пса по голове. Но тот, предчувствуя зловещее нападение, изогнулся и схватил зубами дурака за ляжку. Началась дикая сцена - пес воет и рычит, муслим орет, что есть мочи - все сидящие вокруг индусы ржут. И продолжалось шоу минимум минуту, две...
Я про себя подумал, что видимо нужно быть очень "храбрым" человеком, чтоб вот так, запросто, махать ногами. Я не говорю уж там про бешенство и прочие заболевания, передающиеся через укусы.
И таких идиотских сцен в Дели я наблюдал великое множество...
Главная башня Лахорских ворот.
За воротами находится "классический" крытый рынок - Чатта Чоук, в виде длинной "трубы". Только торгуют здесь исключительно одними сувенирами.
Надо признаться, что внутри Лал Кила впечатляет намного меньше, чем снаружи. Если есть возможность, ее можно спокойно пропустить, и смотреть замки в других городах Индии.
С 1857 года, когда отсюда выгнали последнего Великого Могола, в крепости стоял британский гарнизон, а когда выгнали и его, уже индийская воинская часть. Все это не способствовало сохранению дворцов Шах-Джахана. Дворцы грабили и раньше, например в 1739 году Лал Килу разграбил персидский Надир-Шах, в частности, он утащил золотой "павлиний" трон, украшенный брильянтами, в него например был вмонтирован знаменитый бриллиант Кох-и-Нор. Раньше трон стоял в зале Диван-и-Кхас.
Сейчас цитадель заставлена особняками в европейском стиле и очень немногочисленными павильонами старого дворца, большинство из которых, к тому же постоянно закрыто.
Классический иранский сад на фоне казарм, построенных англичанами.
Кстати, индийские военные находятся в Цитадели и сейчас, поэтому по большей части крепости ходить не рекомендуется. Так же нельзя взбираться на крепостные стены, за этим строго следят, наверно индусы до сих пор считают их военным объектом:)
Зал частных аудиенций - Диван-и-Кхас, именно здесь раньше стоял "павлиний" трон могольских императоров.
Диван-и-Кхас сохранил хоть какую-то отделку, после столетий грабежей.
Зал общественных аудиенций - Диван-и-Ам. В нем все еще чувствуется тысячелетнее "дыхание" Великой Персии. Знаменитая ападана царя Дария, многократно повторяемая во всей индийской архитектуре, дошла здесь почти в чистом виде.
.
Зал имеет все характерные особенности чисто индуистской архитектуры. Работа по камню здесь, идентична работе по дереву, даже не верится, что эти доски настрогали из известняка:)
Благодаря влиянию брахманского консерватизма на исламскую архитектуру, капители чем-то похожи на персепольские, времен Ахеменидов. Интересно, что персидский стиль, пришедший в Индию в Средние века, вместе с Моголами, уступил в конце концов тому, что пришло в Индию две тысячи лет назад, и опять же из Персии.
Индийцы любят посещать свои достопримечательности, тем более билеты для них имеют почти нулевую стоимость.
Групповой портрет на память.
Наккар Кхана - "музыкальный" павильон, первое что встречает посетителей Лал Килы.
Крепостные стены Красного Форта - во всей красе.
Южные - Делийские ворота, они являются почти полной копией Лахорских.
Здесь, я заснял карликовую могольскую мечеть, недалеко от Лал Килы. Она очень похожа на Джами Масджид. Такой же большой двор и зал с тремя куполами.
Продолжение следует...
Первая часть, посвященная проживанию на Мейн Базаре и орг. вопросам:
Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.