Транспортная проблема в Сирии заключается в том, что ее нет…Она отсутствует. В стране налажена прекрасная сеть городского и междугороднего общественного транспорта. Автобусы с автовокзалов идут по расписанию, маршрутки и прочие «минибасы» достигают любых отдаленных областей страны.
Как правило, путешествия в Сирии начинаются со столицы города Дамаск. Отсюда отходит множество рейсов по всем направлениям. Стоят они сущие копейки.. Дамаск - Хама, например, на котором я уехал в первый же день своего путешествия, стоит что-то около 3 $. Автобус уходит с вокзала Хараста. Ехать часа два на комфортабельном большом автобусе.
Из Хамы я осуществлял экспансию по всей западной части Сирии. Маршрутки идут по всем направлениям. Я даже доехал на маршрутках до Тартуса и замка Крак де-Шевалье, заплатив 2-3$. Хотя это скорее было ошибкой. Посещать замки, лучше живя на побережье в Тартусе или Латакии. Из Тартуса легко достигается Сафита и Крак де Шевалье, из Латакии замок Саладина и Угарит. Вопрос цены - пара долларов.
Наверное, надо пояснить, как происходит поиск нужных маршруток и автобусов. Система одна, сначала вы просите таксиста, чтоб он привез вас на нужный автовокзал, арабский язык знать нет никакой необходимости. Говорите слово «гараж» и направление - например Гараж-Хомс, таксист привезет вас к соответствующему вокзалу. В Хаме все еще проще, так как места сборища маршруток находятся друг от друга через дорогу. Очень часто, тот же таксист посадит вас в соответствующую маршрутку. Если этого не случилось - не беда, на вокзалах всегда присутствуют специальные зазывалы, они сажают людей по «направлениям». Надо только громко назвать город, куда вы едете, тут же прибегут люди и буквально запихнут вас в нужный транспорт. Система работает безотказно - ни одной ошибки не было сделано за все время моего пребывания в стране. Меня всегда поражала скорость пересадок - редко где она превышала одну-две минуты….
Как то раз, я решил съездить из Хамы в замок Маркаб ( причем даже в турист. офисе мне сказали, что это невозможно), но я решил рискнуть. Из Хамы добрался до Масьяфа ( 40 мин. пути, 1$ стоимости), буквально при моем прибытии уходил минибас в город Баньяс, который находится уже на побережье рядом с Маркабом. Сразу я не поехал - полтора часа осматривал крепость исмаилитов.
Следующий рейс уходил только в 13.30, но мне предложили проехать до промежуточного города, до Кадмуса. В Кадмусе меня вытащили из маршрутки и засунули в ту, что уходила в Баньяс, пауза была меньше минуты. В Баньясе я пересел в маршрутку, идущую почти до самого замка, последний километр я прошел пешком. Итог, я вышел из отеля я в 8.00, а в 12.30 стоял на башне Маркаба ( и это с осмотром замка Масьяф), потратил наверное 2-3$...Дальше я застопил грузовик, который довез меня до вокзала в Баньясе, и через час я был уже в Тартусе. Оттуда уже на рейсовом автобусе поехал назад в Хаму.
Обрисую вкратце собственные маршруты.
Из Хамы в Крак де Шевалье. Маршрутка идет до Хомса, там я сделал пересадку и доехал непосредственно к стенам замка. Следует учесть важный момент, почти все достопримечательности зимой работают до 16.00. Потом быстро закатывается солнце и могут быть проблемы с возвращением. Лучше уезжать заранее, иначе придется ехать на такси. От Крака до Хомса это удовольствие стоит примерно 22 $ или 1000 фунтов. Я доехал за 300 фунтов. Спустился на такси до трассы Хомс-Тартус, где таксист поймал мне маршрутку до Хомса. Далее Хомс - Хама, спокойный рейсовый автобус.
Из Хамы в Апамею. Маршрутка идет до ласкающего слух города Сукейлибия. Вторая, непосредственно до музея в Апамее. Время в пути около часа. Обратно я доехал без пересадок.
Из Хамы в Мертвые города (те, что южнее Алеппо), маршрутка до города Маарат ан-Нуман. Дальше такси, хотят 400 фунтов, правда так я и не понял, они за эти деньги только довозят или еще ждут вас, скорее первое. Я дал 300ф. вышел в Серджилле - дальше все пешком. Обратно доехал на маршрутке из городка Дар Санбол до трассы Алеппо- Хама, дальше на таком же минибасе до Хамы.
Из Алеппо достигаются все мертвые города, соответствующие маршрутки группируются чуть южнее исторического музея. Я сам не ездил, но думаю принцип такой же, как везде…
После Алеппо я поехал в Ракку, там пересел на минибас до ал-Мансуры, чтобы попасть в мертвый город Эр-Ресафу. Это была ошибка, надо было выйти по пути, автобус из Алеппо проезжает этот городок, а так я ехал в обратную сторону, потеряв время. В Аль-Мансуре дежурят таксисты, которые довезут вас до стен города Эр-Рисафа. Цена вопроса 400 фунтов, т.е.9 $, за эти деньги он ждет один час и везет обратно…
Из Дейр эз-Зора достигаются города Дура-Европос, Мари - направление на Абу-Кемаль, в сторону иракской границы. В сторону Ракки можно доехать до крепости Халябия. Я съездил только в Дуру-Европос, немного приболел, кончилось внутреннее электричество…
Пальмира легко достигается из Дамаска и Дэйр эз-Зора. В Пальмире вокзалами служат кафе у дороги, их хозяева и продают билеты.
Такси в Алеппо...
Такси в Дамаске стоят около100 фунтов, в маленьких городах 40-50 фунтов - 1$...
Интересный заключительный момент - при вылете из страны платится транспортный сбор 30$. Я ничего не платил, возможно, потому что прилетел аэрофлотом ( а я хаял его не так давно..оказывается зря)