Район Низамуддин в Дели получил свое название от сокрытого в нем мавзолея Низамуддина Аулийя - суфийского святого начала 14 века. Этот человек был одним из столпов суфийского ислама в Индии и духовным лидером суфийского ордена Чиштие. Шейхи Чиштие славились своим аскетизмом, они отказывались от богатых даров султанов, тем самым получая популярность у бедных сословий.
Низамуддин Аулийа основал свою ханаку-монастырь ( где его потом и погребли) у берега реки Джамны, в стороне от тогдашнего предка Дели - города Лал-Кот. На первый взгляд кажется, что шейх искал уединение от городской суеты. Но есть в истории основания его суфийского монастыря и интересные моменты.
Дело в том, что Низамуддин Аулийя обосновался не на пустом месте. Уже с середины 13 века рядом существовала резиденция тюркского султана Гийасудина Балбана. Это был Гийаспур или Килукхари - Новый город, который к концу 13 века стремительно разрастался. После того, как здесь осели нанятые на службу в 1292 году монголы, город стали называть Моголпуром.
Получается, что "правитель без венца и трона", как называли святого Низамуддина, и любимец простого люда поселился в тогдашнем аристократическом районе, что несколько парадоксально для шейха, известного своей бедностью и демократичностью, но вполне понятно с житейской точки зрения...
Так или иначе, но святой шейх прожил более 90 лет, пережив аж 7 султанов. Для своих современников он наверно казался вечным, и действительно, во многом божественным "другом Аллаха".
Найти даргу Низамуддина, просто так гуляя по кварталу, нелегко. Нужно иметь представление о том, куда вы идете. Так как все подходы к святому месту - это вот такие узкие проходы и коридоры, как на фото ниже. Стоит добавить, что как и во всех исламских местах, в комплексе Низамуддина ходить можно только босиком. Т.е. вас заставят снять обувь заранее, еще при входе в этот квартал, а не только перед мавзолеями и мечетями. Когда я побывал в дарге, стоял месяц январь (он был очень холодный тогда), температура даже на солнце была не больше 10 градусов тепла. К тому же полы в этих переулках постоянно поливают водой из шлангов, что прибавляло приятности от посещения:)
Зеленым выкрашены могилы людей, желавших упокоиться вместе со знаменитым шейхом.
Я зашел на территорию дарги через северный вход и сразу наткнулся на знаменитый баоли (резервуар для воды) Низамуддина Аулийи. Этот баоли был построен в 1321-1322 гг. И с его строительством связана интересная история. Баоли повелел строить еще сам святой Низамуддин. В это же время всесильный правитель Делийского султаната Гийасудин Туглак начал создавать свою новую столицу рядом с Дели - это был город Туглакабад. И ему нужны были все каменщики в государстве, поэтому он запретил суфиям строить их баоли, запрет распространялся на дневное время. Тогда Низамуддин дал распоряжение работать ночью, на что Гийасудин Туглак ответил запретом на продажу лампадного масла, чтоб работники не могли подсвечивать свою стройплощадку. Тогда Низамуддин, будучи другом самого Аллаха, приказал заправлять светильники водой из баоли и они стали гореть ярче, чем прежде. И заодно проклял Туглака и его город Туглакабад. Султан умер в ближайшее время от несчастного случая, а его столица была покинута людьми. Сейчас там живут только джины и пастухи пасут свой скот.
У края баоли стоят какие-то неизвестные мавзолеи, их можно опознать по куполам.
Весь прилегающий к дарге Низамуддина район стал огромным кладбищем, которое впоследствии поглотили жилые кварталы Дели.
Множество святых упокоилось здесь. Пока дойдешь до могилы самого Низамуддина, в стенах прохода-коридора можно увидеть многочисленные офисы святых людей.
Вот типичный офис какого-то святого, его богато украшенная могила видна на заднем плане. Впереди стоит рабочий стол с канцелярскими принадлежностями, у святого есть телефон, слева - несгораемый шкаф и бухгалтерская документация. Работает здесь один человек. Но дела у этого святого как-то не очень, видно, что посетителей нет, и весь бизнес стоит.
А вот у этого святого дела идут намного лучше. Его могила видна под ворохом тканей. Есть клиенты, один из них отчитывается перед строгим руководством офиса.
Но не всем святым повезло. Не у всех есть офисы. Эти святые лежат просто в маленьком дворике и имеют всего одну сотрудницу на двоих.
А вот и гробница самого Хазрата Низамуддина Аулийи. Этот мавзолей достаточно поздний, он был возведен в 1562 году во времена правления императора Акбара.
Самое старое сооружение здесь это мечеть Джамат Хана - красное здание на заднем плане, построенная в 1325 году. А на переднем плане, двое служек несут котел с жертвенной пищей.
Молитва в Джамат Хана.
Паломники собираются здесь со всей Индии, ведь на могиле Хазрат Низамуддина можно излечиться от всех болезней и разрешить любые жизненные проблемы.
Могила святого Низамуддина Аулийи.
Лобзание могилы святого шейха.
Перестилание покровов.
Суфии ордена Чиштие ждут, когда наступит вечер, и начнутся ритуальные песнопения - кавалли, прославляющие Аллаха.
Может быть именно так выглядел Хазрат Низамуддин Аулийа, который говорил султану - "В моем доме две двери, если ты войдешь в одну, я выйду в другую.."
Этот человек часами, а может и днями напролет поминает имена Бога.
"О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно"(Сура Союзники 33:41)
Огороженная могила Джаханары Бегум (1614-1681 гг.) - дочери шаха Джахана. Ее мать - Мумтаз Махал была похоронена в знаменитом Тадж-Махале. Могила дочери много скромнее, ибо Джаханара Бегум встала на путь суфиев Чиштие и отвергла богатства этого мира.
Вместе с Низамуддином в дарге захоронены - могольский император Мухаммад Шах (1702-48 гг.), Аттах -Хан (1562 г.) влиятельный сановник императора Акбара, и любимый ученик святого шейха - Амир Хосров (1253-1325 гг.), величайший индийский поэт, почти всю жизнь проживший в Дели, за что он получил прозвище Дехлеви - Делийский. Именно Амир Хосрову приписывают первое исполнение кавалли - распевание суфийских стихов под музыку.
Амир Хосров завещал похоронить себя рядом со своим духовным наставником.
Очередь на вход в мавзолей Амира Хосрова.
Чья-то могила перед входом в мавзолей Хосрова. Видны неучтенные денежные подношения.
Здесь нужно заметить, что "святая бухгалтерия" очень строгая - за посещение каждой могилы требуется внести определенную сумму денег, как правило около 100 рупий. Причем, имя дарителя заносится в толстую книгу учета, там пишется адрес, телефон - все как полагается. За посещение могилы Хосрова я внес полагающуюся сумму, но вот за осмотр гробницы самого шейха Низамуддина я почему-то деньги зажал, причем не из жадности, а скорее из чистого автоматизма, по старой привычке. И надо сказать зря...Видимо Хазрат Низамуддин прогневался и наслал на меня болезнь - я очень серьезно простудился через пару дней. Но так как в кассу ученика великого шейха я все же внес 100 рупий, то наверно Амир Хосров замолвил за меня словечко перед Аллахом, и я в конце концов выздоровел.
Вход в гробницу Амира Хосрова.
Обходить могилу святого можно только по часовой стрелке.
Мусульманин в черной шапке, выходя из гробницы Амира Хосрова и подымая палец вверх, свидетельствует, что Господь един.
А это индийский военный, который вроде бы охранят все действо.
Хозблок дарги Низамуддина.
Как и полагается, женщины в мавзолеи не допускаются. Поэтому они молят святых снаружи.
А эта женщина, мне кажется, уже несколько устала их молить...
Мои посты, посвященные Индии:
Джинны города Фирузабада. Взлет и падение Старого Дели. Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.