Первая часть была
здесь.Как правило в Сарды едут, чтобы посмотреть руины храма Артемиды - крупнейшего античного святилища в Малой Азии. Он был похож на знаменитое "чудо света" - храм Артемиды Эфесской, который больше известен широкой публике. От Эфесского храма почти ничего не осталось, зато его подобие в редко посещаемых Сардах можно узреть и сейчас, пусть не целиком, но хотя бы в виде очень внушительных руин.
На самом деле, оба храма, что в Эфесе, что в Сардах, первоначально предназначались для анатолийской богини Кибелы, и только под влиянием греков эти святилища посвятили греческой Артемиде, а в Сардах пошли еще дальше и переформатировали храм в место поклонения римскому императору Антонинину Пию (138-161 гг.) и его жене.
Кибела была главным фригийским божеством, поэтому популярность ее культа в Лидии и Ионии (в Эфесе) свидетельствовала о распространении фригийской культуры по всей Малой Азии. Или, можно предположить, что изначально общеанатолийский культ Великой Матери проявлял себя схоже во всей западной Малой Азии.
Местные Артемиды у входа в древний храм.
Служение Великой Матери требовало от ее жрецов больших жертв - они все были скопцами-евнухами. Часто жрецы Кибелы лишали себя мужских принадлежностей даже самостоятельно, но большинство становилось евнухами еще в молодости. Евнухи на Востоке почти повсеместно занимали важное положение в обществе и число их было велико, они ведали не только религией, но зачастую, и администрированием.
Культ Кибелы требовал оргиастических обрядов, в которых участвовали не только скопцы, но и женщины - храмовые проститутки, количество которых тоже было весьма значительно, "священная проституция" приносила храмам существенные доходы. О числе проституток в Сардах и их финансовых возможностях, косвенным образом, свидетельствует размер погребального кургана лидийского царя Алиатта (рассказ о нем будет позже) - это самый большой курган на земном шаре, его высота 70 м., а диаметр 355 м. По свидетельству Геродота этот курган был создан стараниями проституток города Сарды, греки называли его - курганом разврата. Хотя, известно, что они могли и привирать, так всегда недолюбливали лидийцев.
После завоевания Малой Азии Александром Македонским в 4 в. до н.э. на месте храма фригийской богини был возведен более крупный храм в греческом стиле. Это был классический античный периптер. Анатолийская Кибела превратилась в Артемиду, правда, есть все основания полагать, что суть богослужений в храме мало изменилась, так как культ Артемиды - богини охоты и плодородия, был схож с культом Матери Богов, поэтому можно предположить, что в новом храме проводились те же "таинства", что и в храме времен лидийских царей.
Храм Артемиды в Сардах стал одним их самых больших античных храмов, его длина - 100 м., он в 1,5 раза больше афинского Парфенона. Строили его очень долго, начало храма положил кто-то из Селевкидов, а потом столетиями стройка продолжалась. В 17 г. н.э. храм, как и весь город, сильно пострадал от землетрясения, возможно римлянам, тогдашним властителям Сард, пришлось его полностью перестраивать. Тем более храм предназначался для возвеличивания уже культа римских императоров, археологи нашли здесь две колоссальные статуи - императора Антонина Пия и его жены Фаустины (2 в. н.э.).
Гигантские "шестеренки", диаметр колонн здесь больше 2 метров.
Следы металлических скреп, подобные сооружения строились без раствора.
Колонны храма просто эпические, даже в руинированном состоянии подавляют своей мощью.
Интересно то, что все подобные святилища Артемиды в Малой Азии строились вне крепостных стен города и своих собственных оборонительных стен тоже не имели. При этом эти заведения были фантастически богаты и просто ломились от золота и ценных даров - и никакой защиты.
Этот невероятный факт может свидетельствовать сразу о нескольких вещах, во-первых, что древние, действительно, свято верили, что Великая Богиня в состоянии сама защитить свои храмы, и кстати, не только само помещение с его богатствами, например, известно, что подобный храм Артемиды в Эфесе служил убежищем для всякого рода гонимых людей: должников, беглых рабов - любой безоружный человек получал на территории храма неприкосновенность.
А во-вторых, из подобного положения вещей вытекал еще один важный факт - так как сейчас мы все рационалисты и во всесильную богиню не очень верим, но и считать древних простаками весьма неправильно, можно предположить, что, действительно, существовали некие факторы, защищавшие богатства подобных храмов и не только их. Скорее всего, условия жизни древних греков и лидийцев были таковы, что защищаться им было банально не от кого. Все были свои - и лидийцы, и греки имели схожие верования, и в чем-то схожую культуру, и эта ситуация длилась весьма продолжительное время, кстати, подобные храмы были известны и в самой Греции, например, знаменитое святилище в Олимпии первоначально тоже не имело крепостных стен.
Здесь мы еще раз приходим к выводу, о котором
я писал давно - великая античная, преимущественно греческая, цивилизация рождалась в сравнительно безопасных условиях, и это возможно был важнейший фактор ее существования - без безопасности не было бы и античных полисов, демократии, и всей Европы - такой какой мы ее знаем.
Хотя случались и исключения, которые только подтверждают базовый вывод. В 7 в. до н.э. запад Малой Азии подвергся массированным набегам киммерийцев - гостей из мрачных восточных глубин, которые уничтожили храм Артемиды в Эфесе, взяли приступом Сарды, скорее всего здешний храм Кибелы тоже пострадал, и натворили еще много неприятных дел - так что греки запомнили их как неких выходцев из адских пучин, и впоследствии изображали киммерийцев в виде жутких стражей ада, живущих на далеком севере. Этот пример хорошо демонстрирует, как всего несколько военных походов "варваров" могут разрушить хрупкое местное культурное равновесие...
Храм Артемиды общий вид. Можно заметить, что храм строился в низине, это одна из интересных особенностей святилищ этой богини, не зря ее иногда называли "Болотной", на заднем плане здесь течет река Пактол, которая могла периодически выходить из берегов и подтапливать храм.
В 4-5 вв. рядом с храмом была построена византийская церковь, это говорит о том, что само античное здание не использовалось христианами, и было заброшено. Во всяком случае потребности в таком огромном сооружении уже не было, в византийское время Сарды потеряли свое былое великолепие.
При этом, для ранних христиан Сарды имели важное значение, не зря этот город упоминается в Откровении Иоанна Богослова:
"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию"
И далее:
"И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны."
Библейское определение Сардиса - "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв", действительно, очень точно характеризовало состояние города в начале н.э.
Когда храм был обнаружен европейскими путешественниками, над поверхностью земли возвышались только эти две колоны, все его руины были занесены землей, сошедшей с горы акрополя.
Многотонный архитрав рядом с византийской церковью, эта балка когда-то лежала поверх колон храма.
Турецкая пастораль)
Руины еще одной церкви рядом с рекой Пактол.
Одна из главок церкви чудным образом сохранилась.
Золотоносный Пактол, и не поверишь, что эта речушка когда-то породила одно из величайших государств Малой Азии.
А это остатки древней лидийской "фабрики", здесь добывался и перерабатывался золотой песок из реки.
Дом в современной деревушке Сартмустафа, видно, что недостатка в стройматериалах местные жители не испытывают, он весь выстроен из различного мраморного боя и прочих древних камней.
Ну, а мы продолжим осмотр руин города. Как я писал ранее, Сарды занимают огромную территорию, большая часть которой плохо исследована. Но даже несмотря на то, что систематические раскопки не проводились, здесь много внушительных построек, которые ждут своих реставраторов.
Например, вот эти огромные руины театра и стадиона, заросшие лесом.
Руины театра находятся на юго-востоке города на склоне горы. Не доходя до них, еще на равнине можно увидеть руины какой-то стены, она тянется на многие сотни метров.
Что это за стена я так и не понял. Сначала, я решил, что это поздние византийские стены, которые стали прижиматься ближе к горе, потому что византийский город должен был уменьшиться в размерах. Но как не странно, на археологической карте города эти стены практически не отмечены, у некоторых исследователей я встречал мнение, что это руины еще одного римского гимнасия или агоры.
Эти стены, действительно, потом переходят в какое-то очень крупное здание, но что это такое, я так и не понял.
Общий вид сооружения, о котором шла речь выше, размеры его впечатляющие.
А здесь общий вид на театр в Сардах, видны два пилона - справа и слева. Скамьи поднимались вверх по склону горы, сейчас эта часть театра разрушилась и сильно заросла лесом. По расстоянию между пилонами видно, что сооружение было просто громадным. Значит, даже в римское время население Сард было все еще значительным, иначе зачем строить такой театр...
Один из углов-пилонов римского театра в Сардах.
А это руины стадиона Сард, здесь устраивали скачки на колесницах. Стадион примыкает непосредственно к театру и имеет, как и полагается, вытянутую форму. Его северная стена, что видна на фото, сформирована арками, которые сейчас еле-еле выступают из земли. Зрительные ряды спускались влево, сейчас они засыпаны землей, и подымались вверх в гору, там где сейчас растут деревья.
Арки стадиона.
Далеко на равнине находятся развалины еще нескольких крупных построек, это руины двух базилик, вернее то, что от них осталось. Отсюда, и далее в гору, простирался город.
От базилик остались только внушительные опорные пилоны, которые соединялись друг с другом кирпичными арками. Судя по размерам этих столбов сооружения были весьма внушительными.
Еще один опорный столб в зарослях оливковых деревьев.
Наполнителем для этого столба служили и обломки античных статуй.
Крыши огромных базилик рухнули вместе со стенами, поэтому вокруг вся земля "пропитана" битой черепицей, наверно ее слой тут несколько метров в глубину, кое где земля из-за обилия керамики стала иметь красноватый оттенок.
Хотя почти вся земля в Сардах - это крошево из керамики, битых кирпичей и мраморных осколков, все, что осталось от зданий великого города.
Здесь, я снял дальний восточный край мегаполиса и остатки его крепостной стены, спускающийся с гребня горы.
Продолжение следует...
Другие мои посты о Турции:
Сарды - великий мегаполис древнего мира Двуглавый орел и его происхождение Каменная резьба Сельджукского султаната Стамбул с высоты акведука Валента Гордион - столица древней Фригии Курганы Гордиона Древняя Анкара - столица современной Турции. Прибытие в Анкару. Подвиги Геракла или поиски древнего города Лирбе. Анемуриум - самый южный город Малой Азии. Крепость Мамуре в Турции. Джалаладдин Руми и его поледнее пристанище. Конья - столица Сельджукского султаната. Конья - первая турецкая столица. Аланья - морские ворота Сельджукского султаната. Сельджукские "дворцы" торговых караванов. Аланья. Замок на реке Алара.