Итак, после некоторого затишья очередной самолет таки упал.
Печально, но закономерно.
Сейчас нород бурно обсуждает, что, мол, летают гробы, авиакомпании хотят только денег, у меня брат (сват, зять, друг, сосед, любовник жены) работал ремонтником в авиакомпании Х и ушел. Патамушта заела совесть убивать людей.
Особенно упоротые считают вспышки в видео и строят версии об устранении "больших людей".
Кроме того, нород активно возмущается. "Все спишут на пилотов как всегда", "Пилоты няшки и форма у них красивая. Вынуждены поднимать в небо гробы, чтобы не умереть с голоду", "обвинят ребят, гады".
В богатстве версий и домыслов стоить отметить досадное упущение - никто не обвинил диспетчера и плохое топливо. То есть плохо у нас не только с мозгами, но и с фантазией.
Кто адекватный и поближе к небу, тот версий предпочитает не строить. Или, во всяком случае, не озвучивает свои мысли публично. А уж действующие пилоты - тем более. И правильно делают, на самом деле.
Таким образом, пытливому уму негде почерпнуть правды. Щас будет правда. Т.к. я не пилот, то мне можно говорить правду. Не мешает корпоративная солидность. Ну и скромная аудитория способствует откровенности в мыслях.
Вот теперь можете считать меня новым Нострадамусом, но я сейчас опишу в первом приближении пару вариантов, как происходила катастрофа.
Понятно, что по секундам и скоростям сейчас не напишет и МАК, так что принципиально только.
Итак, Казань, вечер, Боинг 737-500 умирающей АК. Самолет легкий. За рулем двое. Оба весьма и весьма взрослые дяди, оба переученные с штурманов/радистов/бортинженеров. Гремучая смесь, вообще-то.
Мое первое предсказание:
Окажется, что КВС имел налет на типе пару тысяч часов, а ВП - пару сотен. В то время как налет на гражданском самолете до 5000 тысяч часов для среднего пилота - весьма невелик, мягко говоря.
К этому может легко приложиться позднее переучивание, плохой английский, совецко-россиянские стереотипы, отказ от пилотирования руками (как бы чего не вышло).
Сказанное, понятно, не способствует безопасности полета. Особенно при малейших осложнениях обстановки.
Мое второе предсказание:
Непосредственными исполнителями катастрофы окажутся таки пилоты. Втыкание самолета в землю под большим углом - это последствие сваливания. Сваливание - это последствие неправильных действий экипажа. Всегда.
Не особенно важно, что именно привело к сваливанию - тут возможны различные варианты. Запутались, в какую сторону крутить руль, нажали TO/GA, но забыли включить автомат тяги, выпускали/убирали шасси или закрылки, прощелкав тангаж и скорость. Или все вместе. Суть одна - самолет покричал-покричал "Чтож вы, гады, делаете, щас упадем!" Да и упал.
Мое третье предсказание:
Авиакомпания таки загнется. Но серьезного наказания для должностных лиц, не научивших пилотов летать, не последует. Тем более, ни один волос не упадет с головы тех, кто этих бывших штурманов/бортинженеров переучивал. И уж с гарантией тихо и спокойно будет на олимпе - в верхушке неработоспособной системы подготовки летных кадров.
Да, представляете! В России (которая встала с колен, но тут же упала лицом в грязь) нет системы обучения пилотов. Кадровый голод, который испытывают авиакомпании, трудно себе представить. На работу пилотами берут всех, от пионеров до пенсионеров. Летчиков с Ан-2, Летчиков с перерывом в полетах в пять-десять лет, военных летчиков и даже не совсем летчиков. Пилот, которого за косяк выгнали из какого-нибудь Трансаэро, легко устраивается в какой-нибудь Оймякон-авиа. А то и в Вим-авиа.
Крупные авиакомпании готовы обучать пилотов за свой счет. И кажется, уже практикуют это. Иногда. Проблема в том, что нормально учить в нашей стране негде. А за границей учить с нуля - уже неподъемно. Поэтому по факту обучение часто проходит за штурвалом в качестве второго пилота. Какой-нибудь Ил-86 или даже строгий Ту-154 позволяли делать это сравнительно легко, ибо там - многочленный экипаж.
На иномарках с двухчленным экипажем, в котором один летчик является по большому счету пассажиром - чревато. Особенно при усложненных условиях полета (погода, "пробки", отказ техники).
Так, широко известен случай, когда Боинг-737 кружил во Внукове от приводов к противоположным приводам. При этом КВС невпопад управлял заходом и пару раз терял скорость до автомобильной. Второй пилот сидел в оцепенении и исполнял роль испуганного пассажира. К счастью, мы узнали про это не только из СМИ, но и из рассказа самого "героя" - КВС (он обильно посыпал голову пеплом на одном авиационном форуме). А не из черных ящиков. Пикантность той истории придает наличие на борту Т. Анодиной (глава МАК, если кто не в курсе).
Резюмирую.
Непосредственные исполнители катастрофы - пилоты. Ну не падают пассажирские самолеты из-за отказов, что тут поделаешь!
Системные виновники катастрофы окажутся вне поля зрения и вне общественного порицания.
Взбурлят говна по поводу проклятой Америки, которая поставляет нам гробы. Рекомендую использовать как детектор идиотизма собеседника.
Не слушайте и не воспринимайте всерьез журналистов. Не только по авиа, но и по любой специальной тематике. У них такие же системные проблемы как у летчиков (недоучки, кароче). И, в отличии от летчиков, количество дев с минетным мировоззрением там весьма велико.
Летать пока можно. И нужно. И прекрасно.
Жизнь продолжается.