Кац предлагает прекратить истерику. О билетах на метро и федеральных политиках
Dec 14, 2013 11:03
Наблюдать за массовыми истериками довольно любопытно, вчера такая имела место быть вокруг повышения цены на билет в метро.
Что же произошло? Мэрия объявила, что будут повышены цены на билеты на 1 и 2 поездки в метро: теперь они будут обходиться в 40 рублей. Если покупаешь 5 поездок или владеешь картой Тройка, то цены не меняется, так и будет 28 за поездку.
Зачем это сделано? Себестоимость бланка билета на метро очень высокая (используется дорогая технология RFID, по разным данным стоимость билетика составляет от 5 до 10 рублей плюс стоимость работ по его продаже).
Почему это так вышло - отдельная интересная история: у нас используется полностью бесконтактная система оплаты проезда, которую ввёл Гаев, она очень эффективна и экономит много времени пассажирам, но не предназначена, конечно, для того, чтобы дорогой бланк билета выбрасывали после одного использования. В крупных метро мира нет таких систем: обычно бесконтактные только карточки месячные или постоянные вроде нашей Тройки, а разовые билеты это просто бумажки, которые суют в турникет, или жетоны.
Но у нас так сложилось, менять это дорого и непонятно нужно ли.
Также сложилась другая ситуация: множество людей пользуются метро регулярно, но билет каждый раз покупают на 1 поездку. Конечно, это не те, кто ездят каждый день на работу и обратно, но таких людей много. В результате очень много денег уходит на бесконтактные билеты, часть из этих денег уходит сомнительным персонажам, которые в своё время запатентовали систему (но это уже отдельная интересная история).
Чтобы как-то бороться с потоками денег в пустоту на печать бланков, мэрии всего мира стимулируют людей покупать проездной или билет на множество поездок разом. Москва этого почти никогда не делала, но теперь решила этим заняться.
Посмотрите на табличку ниже (там сравнение соотношения стоимости разового билета и месячного проездного в разных городах) [Соотношение цены билета на 1 поездку с ценой на проездной в разных городах...] Данные собирали быстро, возможны ошибки, но в целом ситуация такова. В Москве самый высокий коэффициент: самый дешевый билет на одну поездку относительно стоимости месячного проездного. В некоторых городах билет на одну поездку не продают, а продают только билет на 90 минут или даже на 1 день. В таких городах мы брали стоимость такого билета, минимально возможную цену входа в транспорт. Кое где есть зоны - например билет на одну поездку на две станции стоит дешевле чем через весь город. В таких городах брали максимальное количество зон в пределах города - в Москве же нет зон и можно ездить за 28 рублей по всему городу.
Все цены в рублях
Одна поездка Месячный проездной месячный/1 поездку
Москва (до) 28 2200 79
Санкт-Петербург 28 2040 73
Самара 20 1200 60
Москва (после) 40 2200 55
Нижний Новгород 16 800 50
Киев 8 380 48
Сидней (Австралия) 106 4947 47
Познань (Польша) 38 1692 45
Торонто (Канада) 93 4129 44
Сан-Себастьян (Испания) 46 1890 41
Нью-Йорк (США) 88 3584 41
Братислава (Словакия) 31 1215 39
Минск 12 469.8 39
Лион (Франция) 63 2430 39
Париж (Франция) 76 2925 38
Афины (Греция) 54 2031 38
Манхайм (Германия) 81 2763 34
Берлин (Германия) 108 3510 33
Лондон (Англия) 291 8851 30
Падуя (Италия) 58 1755 30
Ванкувер (Канада) 123 3720 30
Мадрид (Испания) 67 2025 30
Оттава (Канада) 100 3000 30
Стамбул (Турция) 32 960 30
Мюнхен (Германия) 117 3231 28
Барселона (Испания) 90 2380 26
Монреаль (Канада) 93 2387 26
Варшава (Польша) 48 1200 25
Брно (Чехия) 41 900 22
Стокгольм (Швеция) 180 3950 22
Ставангер (Норвегия) 159 3465 22
Прага (Чехия) 42 896 21
Осло (Норвегия) 159 3340 21
Хельсинки (Финляндия) 100 2092 21
Вена (Италия) 99 2025 20
Мальта 58 1170 20
Шеффилд (Англия) 160 3200 20
UPD от 16 декабря. Уточнили данные по нескольким городам. Метро в Стокгольме не выходит за пределы зоны А, там стоимость билета в 2 раза ниже, чем за 3 зоны.
Для тех, кто использует любые другие виды оплаты, кроме покупки разовых билетов, ничего не изменится. Для тех, кто пользуется разовыми билетами, цена повысится. Очень разумная и адекватная реформа.
И всё - массовая истерия началась. Все кинулись пачками писать, что кровавый режим совсем потерял страх, что эксплуатирует бедных москвичей нещадно, что нигде в мире такого нет, Справедливая Россия вообще предложила провести референдум о целесообразности взимания платы за проезд в метро, а Навальный сокрушался в твиттере и написал гневный пост.
Теперь никого и не убедишь, что цена не повысилась.
Дептрансу, конечно, жирный минус за работу в паблике с этой темой, но ещё больший минус раздувшим эту тему СМИ и, типа, «оппозиции» в твиттере и бложиках, особенно Навального.
Ну СМИ ладно ещё, они получили свои клики и довольны. Но вот реакция Навального непонятна: очень хочется, конечно, пнуть мэрию по такой теме, но блин, надо же понимать, что аудитория у нас не такая же, как у телеканала НТВ, и понимает, когда ей манипулируют. Тычок в Ликсутова на тему его слов в феврале прошлого года о том, что цена повышаться не будет понятен. Но вот попытка объяснить, что одноразовыми билетами пользуется 30% и поэтому предложенная реформа на самом деле является серьезным повышение цены, - это уже какой-то детский сад.
Цена на эти билеты именно за тем и повышается, чтобы их никто не покупал, кроме тех людей, кто на самом деле один раз в два месяца и ездит на метро. Люди, ездящие раз в два месяца, заплатят на 10 рублей больше, ничего страшного. Остальные, кто пользуется метро часто, купят себе Тройку или билет на 10 поездок, а налогоплательщикам не нужно будет оплачивать им 9 дорогих бланков, которые они выбросят и кучу кассиров которые должны их обслуживать. Если их 5%, а станет 0,01% - хорошо, реформа успешная. Если их сейчас 30%, а станет 0,01%, то это ещё лучше, реформа ещё успешнее. Много денег сэкономлено будет.
Давайте, может быть, политики с федеральными амбициями у нас будут звонить эксперту перед тем, как высказываться на горячую тему? Навальный ведь не Дмитрий Киселёв, на него можно влиять, подсказав ему, что не следует писать пропагандистскую чушь, не разобравшись в вопросе, аудитория ведь это кушать не будет, даже несмотря на всё к нему уважение.
P.S. Кстати, цену на метро (если брать билеты на много поездок) уже 3 года не повышали, 28 рублей держится с 1 января 2011 года. Как это выходит не очень понятно - обходятся такой вот оптимизацией видимо: перестают пачки дорогих билетов на свалку свозить.
P.S.S. вот чем действительно хорошо бы заняться, это расследованием того, почему у нас бланк билетика столько стоит. Мы как-то начинали в это тыкать одно время, но потом Буслов уехал