Я смотрю, Куба вам наскучила, буду выкладывать посты не подряд, а раз в недельку. А сегодня про Париж. Самолёт из Гаваны приземляется в аэропорту Шарля де Голля в 10:30, очереди на паспортный контроль в Париже всегда огромные, но к 12:00 кое-как удалось выйти на улицу с чемоданами, взять такси и поехать в отель. Там я заглянул в инет который не видел 15 дней, сходил пообедать и в 17:00 благополучно заснул. Проснулся в 04:00, голодный и злой - это называется Jetlag. Когда меняешь часовые пояса, режим сбивается.
В 5:00 в Париже оказалось закрыто совершенно всё, невозможно было купить даже бутылку воды. Я пошел бродить по городу с фотиком. Прогуляемся вместе :)
На улице хорошая погода, где-то +8. Дождя нет, людей никаких тоже нет - пустые улицы.
На ночь около каждого дома выставляются такие мусорные контейнеры. Около кафе и ресторанов они большие, около обычных домов поменьше. Такая же система в Тель-Авиве - посреди ночи по улицам проходит дворник и выволакивает все контейнеры
Потом проезжает мусорная машина и вываливает из них мусор, прессует и везет на свалку
В 5 утра в основном кроме уборки города ничего больше не происходит. Машин нет, автобусов нет, людей нет. Только поливалки - эта чистит велодорожку
А эта тротуар
Дворники очень заботливо относятся к городу и ответственно к своей работе, делают всё аккуратно и хорошо. Почти все они эмигранты (многие требовали их не фоткать или удалить фотки), однако, это не мешает им делать работу хорошо. Вот, например, уличный дворник увидел, что откуда-то льется очень много воды, и улице грозит наводнение. Он быстро приспособил конструкцию, чтобы направить поток вдоль бордюра и отправился за помощью
Чуть позже, где-то в 7 утра начинается удивительное чисто парижское действо. Открываются пекарни и кафешки, но главное - бары. Люди приходят в бары и пьют там кофе и чай с круассаном. Бармен обслуживает всё это дело как ни в чем не бывало
Собираются совершенно обычные люди, пожилые, молодые, мамы с детьми по дороге в школу, менеджеры по дороге на работу, пенсионеры, пришедшие позавтракать в компании разных людей. Люди общаются, едят круассаны, обсуждают события дня, листают газеты
Смотрят утренние телепрограммы
Не торопясь заваривают чай
И завтракают. Завтрак в Париже легкий, один или два таких вот круассана, иногда бутербродик. Обедают поэтому тоже рано
Где-то в 9 начинает расцветать
Люди идут на работу, пенсионеры, позавтракав, возвращаются домой
А нам пора заняться делом. В Париже обнаружилась нереально крутая система краткосрочного проката велосипедов Velib. Это вообще нечто нереально мегакрутое. В 2007 году мэр-социалист Парижа Деланоэ посмотрел на опыт Лиона и решил, что в систему общественного транспорта Парижа нужно добавить велосипед. В центре города примерно через каждые 300 метров можно увидеть вот такую картину
В общей сложности 1450 пунктов проката и 20,000 велосипедов. Идея простая - человек платит 29€ за годовую подписку (можно также 1,7€ в день или 8€ в неделю заплатить) и может пользоваться системой велопроката по всему городу. Первые 30 минут использования велосипеда - бесплатны. Следующие полчаса 1€. Дальше дороже.
Подходишь к такому пункту, проводишь картой сверху, берешь велосипед и едешь
Система именно краткосрочная. Если возьмешь велосипед на день, это будет стоить 170€ (заградительная цена). Система мегапопулярна, примерно каждый третий велосипед в Париже (визуально) это Velib. Очень удобна, я сам пользовался.
Создание системы обошлось в ~115 миллионов долларов, не пугайтесь цифры, для городской системы общественного транспорта это не так много - для сравнения, стоимость строительства одного километра метро при Лужкове составляла 166 миллионов долларов, а 1 километр автодороги в Москве - 53 миллиона (данные из СМИ).
Париж, однако, этих денег не платил, вместо этого устроив партнерство с JCDecaux, - компанией, занимающейся внешней рекламой. По соглашению JCDecaux строит все станции, разрабатывает и покупает все велосипеды, и занимается обслуживанием системы. Все доходы от эксплуатации системы получает город, кроме того, получает доплату размером 4,3 миллиона долларов в год. А JCDecaux взамен получил в управление 1628 билбордов по всему городу и права на все доходы от них. Всё это на срок в 10 лет.
Возникли всякие сложности - например, в Лионе крали в год 10% велосипедов, из которых большинство потом находили. В Париже уровень вандализма и краж оказался намного выше, что привело к небольшому пересмотру соглашений (город стал платить JCDecaux 500€ за каждый пропавший велосипед). Кроме того, система оказалась так популярна, что велосипеды стали перемещаться между пунктами быстро и неравномерно, и стали возникать ситуации, когда в одних пунктах нет свободных мест (невозможно оставить велосипед), а в других наоборот нет велосипедов.
Но в целом система работает прекрасно. В Лионе подобная система снизила автомобильный траффик на 4%, таких данных по Парижу мне не попалось. Систему обслуживает 285 человек и 23 машины, перемещающие велосипеды между станциями.
Сами велосипеды разработаны в Венгрии, весят 22 килограмма, имеют три скорости и корзину для перевозки небольших грузов. Довольно скромный аппарат, не очень привлекательный для кражи. Выглядят однако очень красиво, мне кажется, через какое-то время они станут символом города, как красные телефонные будки в Лондоне. Стоимость одного велосипеда - 1300$. Подробнее о системе можно почитать
тут.
Извините, не смог удержаться от тупой попытки постановочного художественного кадра
Инфраструктура велодорожек в Париже не так развита, как в других городах. Вот, например, попытка совместить велополосу с автобусной полосой.
В целом, хорошие велодорожки в основном есть на бульварах. Но это не мешает системе работать, а людям ездить на велосипедах по дорогам.
Типичная Парижская скамейка
Почту развозят на велосипеде
Парижские кафе это отдельная история и целая культура. Если систему велопроката в России сделать можно и велодорожки нарисовать тоже, то культуру кафе за год не устроишь.
Об этом и о многом другом поговорим в следующих постах о Париже
ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА