Посмотрел передачу Познера с Сергеем Собяниным. Общие впечатления - очень понравилось. Адекватные позиции по всем ключевым вопросам кроме парковок на тротуарах, но тротуары и важность пешеходной инфраструктуры вообще - это вещь, которая почти никого в мире, кроме датчан, не интересует. А датчане ещё не консультировали Москву. Так что это понятная и не страшная вещь.
В остальном - всё четко. И по полосам для общественного транспорта и по плитке и по задачам вообще. Один вопрос, который мне показался интересным, процитирую:
В.ПОЗНЕР: Вчера вечером я ужинал с друзьями и я им сказал, что вы будете в гостях. Посыпались вопросы, комментарии и так далее. И одна из тем, которая возникала постоянно, - это то, что власть, федеральная ли, местная ли, очень мало разговаривает напрямую с людьми, мало объясняет, почему мы делаем так, почему надо принимать такое-то решение. И поэтому реакция такая что принимается в штыки, потому что люди не понимают почему. Ну, например, пресловутая перекладка плитки вместо асфальта. Опрос летом показал, что 52% населения против. Почему они против, не понятно - они против в принципе. Что-то задумали, что-то здесь не так мы - против. Вам не кажется, что вот упрек в отсутствии попыток заранее говорить, объяснять, - это упрек реальный?
С.СОБЯНИН: Владимир Владимирович, согласен. Действительно реальный и действительно это так. У нас нет такого механизма, с помощью которого мы не просто что-то объяснили. Мы объясняем. Важно ведь не просто объяснить где-то, а чтобы твои объяснения дошли до людей. Потому что у нас люди очень редко смотрят новостные серьезные программы, далеко не все читают газеты. И для того, чтобы эту информационную стенку между людьми и властью пробить, мало того, чтобы выйти и что-то сказать. По той же плитке достаточно много было интервью, было объяснений и так далее. Это мало кого касается. Касается тогда, когда у тебя под носом разрыли тротуар, по которому ты каждый день ходил. Вот это да, вот это - вызов. Конечно, ничего плохого мы не делали, но...
Это момент интересный. Он, мне кажется, связан с традицией отношений людей между собой у нас в стране. Эта традиция хорошо видна в самолётах - когда в западной авиакомпании рейс задерживается, и ты сидишь в салоне самолёта, который никак не взлетит пилот, там раз в 5 минут рассказывают целую историю, например: "пассажир не пришел и теперь выгружают его багаж. В самолёте 400 чемоданов и найти нужный не так-то просто, поэтому вот стоим и ждем, пока найдут". Или "диспетчеры не дают разрешение на взлет, так как утром был сильнейший туман, час назад рассеялся, а пока он был, над аэропортом кружили самолёты и не могли приземлиться. Теперь их надо принять перед тем, как выпускать другие, осталось ещё четыре посадки, а потом мы седьмые в очереди на взлете. Это займет минимум 50 минут, приносим своим извинения".
В наших же самолётах максимум что можно услышать это "по техническим причинам рейс задерживается, сохраняйте, пожалуйста, спокойствие".
И это ведь не со зла, просто так принято.
И даже если министр транспорта будет понимать, что нужно по-другому, это очень сложно сделать - люди годами привыкли вот так общаться.
Также и с информированием. Вот пара примеров что происходит в других городах, когда что-то ремонтируется (фотки не мои, я видел это, но не фоткал):
Лондон - ремонт на линии Виктория, она закрывалась какое-то время раньше обычного, в 10 вечера. В поездах и на станциях висели такие плакаты:
Или вот там же в лондонском метро устанавливают новые светофоры
Или вот ремонтировали эскалаторы, но произошла задержка:
(написано примерно: Metronet rail сообщил, что запуск этого эскалатора займет больше времени, чем они ожидали. Как только мы будем знать дату, мы сразу напишем. А пока извините, пожалуйста)
(слева: "эти эскалаторы будут закрыты на время работ, окончание ожидается к декабрю 2005". Справа: "мы извиняемся, проект задержался и будет закончен к середине декабря 2005".
Любой чих - подробное описание того, что происходит. У нас было бы стыдно написать, что работы задерживаются, об этом сделали бы сухую статью в никем не читаемой газете. Такое я видел и в Нью-Йорке, и в Париже.
Почему бы Москве не заказать иллюстрацию с информацией о том, зачем нужна плитка, вот примерно с тем же, о чем мэр говорил в интервью, и не разместить её в местах, где перекрыты тротуары? Вообще мне кажется, что очень многие проблемы с непониманием действий решатся, если просто говорить с людьми на нормальном простом языке об этих всех вещах и честно им обо всём говорить. Так может делать только сам по себе один человек, над которым нет начальника и который может закричать "ты чего тут пишешь, что мы задерживаемся?!" и который не боится за свою работу из-за того, что напишет то, что есть.
Подробное честное описание ситуации, по-моему, намного лучше, чем попытки выставить её не такой, какая она есть на самом деле. Недоговорки, казённые формулировки и явная рекламная направленность сообщений наших властей создает у людей ощущение, что ими манипулируют, они не верят и придумывают и охотно верят во всякие теории.
По-моему, город должен говорить с людьми примерно так, как это делает человек через свой личный блог, - честно, прямо, не боясь реальности, с подробностями и интересно.
ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА