На заметку начинающим (updated 24.10.14)

Sep 02, 2014 14:42

Постараюсь набросать несколько советов, что ли, для тех, кто хочет пройти обучение на пилота в Штатах. Не буду касаться вопросов поиска денег и выбора школы, это очень индивидуальные и щепитильные вопросы (ИМХО). Здесь скорее речь пойдет о том, что сделать, чтобы обучение в проходило наиболее эффективно и с минимумом сложностей. Основано на собственном (и не только) опыте, думаю коллеги по цеху в комментариях дополнят и расширят перечень. Возможно подобный материал где-то уже был, просто мне не попадался, но тем не менее начнем...

В первую очередь, конечно, с английского языка. Его мало не бывает. Рассчитывать на русскоговорящего инструктора не стоит: во-первых это КРАЙНЕ редкое явление (к слову в Ace Pilot таковые есть), во-вторых обучение и главное все "зачеты" все равно на английском. Поэтому чем выше ваш уровень - тем проще и качественнее будет ваша учеба. Очень нелишним будет прислушаться к "живым" радиопереговорам (liveatc.net в помощь), это несколько другой зверь по сравнению с бытовым английским. Лично у меня это одно из слабых мест: в жизни я общаюсь вполне прилично, а в воздухе не всегда могу разобрать что мне говорит дисп. Со временем становится полегче, но это как раз одна из возможностей упростить и ускорить (а значит и удешевить) свое обучение. Поэтому не поленитесь - уделите время, оно окупится.

Материалы. Сейчас учебники, Test prep-ы, FAR/AIM и прочие полезные книжки можно найти в Интернете, заказать на дом или слить в i-девайс. Воспользуйтесь этой возможностью чтобы познакомиться с теорией хотя-бы базово. Это очень и очень поможет по-приезду. Вы не только меньше заплатите инструктору за ground lessons, но и сэкономите немало времени, которое можно прекрасно потратить на полеты или изучение нового материала. Безусловно, одних учебников не всегда хватает, но все непонятные моменты можно погуглить, поискать в FAR/AIM или просто выписать в качестве вопросов, которые потом задать инструктору или на Ground school сессии. Поначалу обилие источников может сбивать с толку, но по мере изучения материала ориентироваться в них становится проще и общая картина начинает становиться все яснее.

Непосредственно учебники есть у Jeppesen (Private Pilot, Private Maneuvers) и ASA (не пользовался, но на сайте информации валом). У ASA же можно найти Test prep-ы и FAR/AIM в электронном виде (чуть ли не бесплатно для iPad). Найдите мануал (Pilot's Operating Handbook) и чеклисты к самолету, на котором планируете учиться, поизучайте. Если Гас не будет против - выложу школьные, в оригинале и со своими доработками. К слову на сайте школы в разделе Downloads есть много полезного: расчеты веса/центровки почти на все школьные самолеты, справочные материалы по METAR, TAF, и аэропортовым схемам и т.д. Все это, к тому же, еще и возможность познакомиться с терминологией и со средой, в которой предстоит жить, учиться и работать в будущем.

Полезные ссылки на всякие разные источники информации и не только (не реклама), особо полезые обозначены цветом:
http://www.faa.gov/ - официальный сайт FAA (Federal Aviation Administration), полезностей там много, что называется "из первых рук"
http://www.faa.gov/air_traffic/publications/ - актуальные публикации FAA (в т.ч. FAR) - в свободном доступе
http://faasafety.gov/ - портал дочерней структуры FAA с множетвом ссылок, для пилотов и не только
http://aviationweather.gov/ - национальная авиационная служба погоды, все возможные варианты отчетов, прогнозов и карт
http://www.aopa.org/ - сайт AOPA (Ассоциация владельцев ВС и пилотов), тоже есть чего почитать
http://www.mypilotstore.com/ - онлайн магазин всяких авиаионных ништяков, проверен на собственном опыте - полет нормальный
http://www.sportys.com/ - онлайн магазин всяких авиаионных ништяков, проверено студентами Ace Pilot
http://jeppdirect.jeppesen.com/index.jsp - онлайн магазин JeppDirect
http://www.acepilot.com/downloads.html - уже упомянутый раздел Downloads на сайте Ace Pilot
http://www.liveatc.net/ - сервер для прослушивания каналов ATC (Air Traffic Control) на территории США и не только
http://www.airnav.com/ - справочник по аэропортам и средствам аэронавигации (и не только) в США
http://vfrmap.com/ - онлайн VFR карты
http://denokan.livejournal.com/58587.html - статья Дениса (aka Denokan) Оканя с полезными материалами для самообучения
http://www.skybrary.aero/index.php/Main_Page - целая авиационная библиотека
http://store.apple.com/us/browse/home/specialdeals/ipad - i-Pad-ы со скидкой, для тех, кто не гордый =)
http://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aviation/pilot_handbook/ - Учебник с официального сайта FAA, в свободном доступе и достаточно подробный, содержит многое, чего нет в том же Jeppesen
http://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aviation/media/faa-h-8083-15b.pdf - Книжка по полетам по приборам с сайта FAA, полезна после получения PPL для Instrument Rating
http://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aircraft/airplane_handbook/ - Что-то вроде практического пособия для полетов на самолете, тоже с сайта FAA - много полезных советов
http://www.asa2fly.com/ - ASA: неплохой источник ресурсов для подготовки, в т.ч. пробные тесты для разных платформ
http://www.exams4pilots.org/faatest.cgi?m=2 - альтернативный "условно-бесплатный" источник тестов для подготовки к сдаче в FAA
http://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aircraft/media/faa-h-8083-1a.pdf - FAA Aircraft Weight and Balance Handbook
http://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aviation/media/faa-h-8083-2.pdf - FAA Risk Management Handbook
http://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aviation/advanced_avionics_handbook/ - FAA Advanced Avionics Handbook
http://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aviation/instrument_procedures_handbook/ - FAA Instrument Procedures Handbook
http://www.faa.gov/air_traffic/flight_info/aeronav/digital_products/aero_guide/media/Chart_Users_Guide_12thEd.pdf - FAA Aeronautical Chart User's Guide, издание 12-е
http://www.faa.gov/regulations_policies/advisory_circulars/ - FAA Advisory Circulars - циркуляры ФАА по самым разным темам: ВС, погода, аэропорты, навигация и т.п.
http://flighttraining.aopa.org/pdfs/VFR_Chart_Symbols.pdf - очень подробное описание легенды карт (VFR Sectional и WAC)
http://www.aopa.ru/assets/files/SBORNIK_2014-s-oglavleniem.pdf - Отлично сделаный сборник нормативных документов РФ от российского подразделения AOPA: Воздушный кодекс и ФАПы

Авиационные добряки. А именно всякие полезные девайсы, которые потребуются в процессе учебы. Я приехал в школу почти "пустым" и в течение недели обзавелся практически всем необходимым, но тут опять же можно сыграть на опережение и выбрать/приобрести заранее. Здесь, как оказалось, "не все йогурты одинаково полезны" (c), поэтому постараюсь обозначть возможные нюансы и на что обратить внимание. Лучше всего, конечно, пощупать руками перед покупкой, и "примерить", чтобы элементы сочетались друг с другом (например мой плоттер не входит целиком в набедренный планшет от Jeppesen, аналогично с чартами от FAA - они отличаются по формату от Jeppesen-а) и были удобны именно вам.

Теперь более подробно:

Плоттер (plotter) - must have. Вариантов много, говорят наиболее удобные и точные - с вращающимся диском. Не пробовал, не знаю, но они втрое дороже обычных (15-17$ против 5-6$). Выбор за вами.

Полетный компьютер (flight computer) - must have. Лучше сразу купить электронный, механический E6-B скорее для ознакомления, его можно не брать, сэкономив 15 баксов. Электронные бывают разных видов от ASA и Sporty's, отличия в мелочах (эргономика, подсветка и т.п.) и в цене. Рекомендовать не берусь, почитайте отзывы/обзоры в сети. Выбрать модель лучше дома заранее, а по-приезду - заказать.

Карты (charts) - must have. На определенном этапе без них уже никак. Sectional-карты и A/FD (Airport/Facility Directory - справочник по аэропортам региона) - можно заказать по приезду, это быстро и недорого. Обращайте внимание на срок действия, они обновляются дважды в год, если не ошибаюсь. Для ознакомления можно попользоваться онлайн-вариантами (см. выше полезные ссылки).

Гарнитура (headset) - must have. Тут вариантов великое множество, точно одно - гарнитуру покупать придется. На первые 10 полетов можно брать в пользование школьные (бесплатно), дальше нужна своя. В школе продаются два варианта за 150 (производителя не помню) и за 320 баксов (David Clark). В сети можно найти немного дешевле, в т.ч. б/у. Иногда свою продают студенты, закончившие курс и уезжающие домой. Выбрать модель лучше дома заранее, а по-приезду - заказать.

Набдренный планшет (kneepad) - строго говоря не обязательный аттрибут, но весьма удобный. Рекомендую взять с прозрачными кармашками на кольцах - удобно держать чеклисты, схемы аэропортов и прочие полезности под рукой. Кармашки можно докупить отдельно, если родных не хватает. Размер - на свой вкус, нюанс уже упоминал: Jeppesen делает под свой формат карт, sectional от FAA уже и выше - целиком не влезает. Некритично, но не аккуратно как-то. Есть версии планшетов под i-Pad.

Сумка - вещь из разряда не обязательных, но очень удобных и полезных. Выбор огромный, разные форматы и размеры. Рассчитывайте на перспективу: она вам понадобится на весь курс обучения, а возможно и дальше.

Солнечные очки - очень нужная вещь, солнце в небе светит прямо в глаз (особенно в наборе высоты). Купить можно уже в Штатах, тут большой выбор и, как мне показалось, цены пониже, чем в России.

Логбук (logbook), тестер топлива, учебники и test-prep-ы можно купить прямо в школе, или же заказать уже на месте. Наверняка будут еще какие-то мелочи, но это все решатся на месте. К тому же новичкам старшие товарищи как правило помогают мудрым советом и арендой недостающих девайсов в первое время. Не стесняйтесь задавать вопросы и обращаться за помощью, это сэкономит вам время и деньги.

Секундомер - штука полезная, хотя и не обязатльная (при желании заменяется часами или телефоном, но с меньшим удобством). Особо пригодится в полетах и при заходах по приборам.

Почти во всех магазинах есть уже готовые наборы для пилотов-студентов: сумка, планшет, учебники и т.д. Поизучайте, возможно так выйдет дешевле, если у вас все "с нуля".

i-Pad - не критичная, но очень удобная и полезная вещь. Во-первых для него очень много программ, в т.ч. упрощающих навигацию (страховка на случай если потеряетесь в полете), во-вторых где-то мне попадались на глаза бесплатные FAR/AIM именно для i-Pad (вроде на сайте ASA). Я пока в раздумьях (никогда не был поклонником огрызков), но как вариант рассматриваю восстановленные/отремонтированные в Apple с годовой гарантией и со сниженной ценой (может тоже кому пригодится ссылка).

Программки для iOS и Android, которые помогают летать и учиться:

ForeFlight (для iOS) - самая популярная, и, пожалуй, полная система для планирования и выпонения полетов. Карты, погода, семы аэропортов (в т.ч. тех, что отсутствуют даже в A/FD), GPS-навигация - короче, все-в-одном. Есть нюанс с GPS-модулем, для работы в полете нужен i-pad с симкой (вроде). Программулина стоит денег, но комплектом на несколько устройства, и ее можно купить на двоих/троих/четверых - будет сильно дешевле. Дополнительный плюс - огромное количество включенных дополнительных материалов: FAR/AIM, A/FD, несколько учебников FAA и т.д.

Avare (для Android) - попроще и поскромнее, чем ForeFlight, но карты и GPS-навигация есть, с остальными модулями я еще разбираюсь. Прога бесплатная, базы скачиваются модульно. ИМХО подобный софт надо использовать в качестве резерва на случай заблудиться, не более того. Олд-скул навигэйшн рулит =)

На бытовые вопросы можно не заморачиваться, все что необходимо в Штатах есть, и тащить с собой балласт в виде гелей для душа, зубных паст и прочего - лишняя трата сил и средств. В принципе это же касается одежды. Не берите слишком много, тут вполне можно купить хорошие вещи за разумные деньги. Но если вам предстоит "зимовка", то теплые вещи лучше взять с собой.

По-настоящему полезным будет переходник с европейской (российской) вилки на американскую розетку, хотя бы один. Можно найти и тут, но в первые часы после приезда бежать в магазин чтобы зарядить телефон/ноутбук/планшет - не комильфо.

Связь. Перед поездкой смените тарифный план на самый недорогой и без абонентской платы, проверьте у оператора подключение международного роуминга, поинтересуйтесь расценками и положите денег с расчетом на некоторое количесво минут. Они вам могут понадобиться в первые сутки для экстренной связи, вызова шаттла к месту прибытия или звонка встречающим (если таковые будут). В дальнейшм проще купить тут симку T-Mobile за 100$ и тарифом 10 центв за минуту/СМС и сроком действия в год, этих 1000 минут почти наверняка хватит на весь срок обучения. Интернет на этом тарифе не предусмотрен, но в аэропорту/отеле/торговых центрах есть Wi-Fi и его в принципе хватает. Есть и другие варианты, но они соответственно, дороже. Для связи с Родиной отлично работают Skype, Wiber и WhatsApp.

В качестве резюме я бы порекомендовал начинающим по возможности не торопиться с отъездом в Штаты, а сделать максимум на Родине. Если есть возможность - спланируйте отъезд так, чтобы у вас был месяц-два на подготовку: попрактикуйте язык, изучите книжки (FAA handbooks и FAR/AIM) и DVD, если доберетесь до тестов - отлично. Чем более вы подготовлены на момент приезда - тем лучше: меньше времени потратите на теорию - больше останется на практику. Рассчитывать что вас всему научат на месте можно, но это не самая правильная позиция.

Все изложенное выше, безусловно, не руководство к действию, а лишь набор подсказок, которые могут помочь не наступить на уже опробованные кем-то грабли. Надеюсь эти многабукаф будут небесполезны =) Всем удачи!

P.S. По мере накопления информации постараюсь дополнять пост и держать его в актуальном состоянии.

P.P.S Дополнения в комментариях приветствуются!

usa, учеба, ace pilot

Previous post Next post
Up