В Государственном Историческом музее открылась выставка "Знай меру". Выставка рассказывает о старых русских мерах больше известных нам по пословицам и поговоркам: «на свой аршин мерить», «от горшка два вершка», «мал золотник да дорог», «косая сажень в плечах» и т.д.
Весовое коромысло. Россия. Г. Тула. 1803 г. Подпись мастера. «МГП». Железо, латунь, ковка, насечка.
В экспозиции представлены редкие предметы - приборы для измерений веса, еры длины и объема, представляющие историю отечественной метрологии более чем за два столетия - с XVII по начало XX века.
Фрагмент. Кантарь на 4 пуда, с двумя крючками, один - для большого, другой - для малого веса, с двумя подвесными кольцами.
Германия. Россия. Конец XIX века. Железо, латунь.
Безмен - простейшие рычажные весы. Русский безмен (контарь, кантарь) - металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом. Уравновешивают безмен перемещением вдоль стержня второго крючка обоймы или петли, служащих опорой стержня безмена. На римском безмене передвигается гиря, а положение точек опоры и привеса остаётся постоянным. Отсчёт ведётся по нанесённой на стержень шкале.
Гиря с маскароном. Россия. 1757 г. Чугун, литье.
Богатейшая коллекция приборов для измерения веса, длины и объема начала формироваться в Историческом музее с 1890 года, благодаря закупочной кампании музея, также значительно пополнилась в историко-бытовых экспедициях в разные регионы СССР в 1950-1970-е гг; некоторая часть предметов поступила в дар.
Гиря с привесом. Россия XVII век. Железо, ковка.
Гиря 3 фунта (вес обозначен углублениями на верхней грани). Россия XVII век. Клеймо двуглавый орел под короной. Железо, ковка.
Чтобы гири для весов были одинаковые, они должны были клеймиться государственным клеймом. И только такая гиря могла использоваться в торговле. В случае же если сделанная гиря была меньше положенного веса, то ей добавляли вес (верхняя гиря), если же все гири был больше, то металл удалялся с нижней грани.
Весы образцовые, равноплечные, в деревянном шкафу.
Весы -Россия. Сестрорецкий оружейный завод. 1747 г
Конструкция - П.Н. Крекшин.
Мастера - Дорофей Дудоров и Григорий Григорьев.
На весах - вензель императрицы Елизаветы Петровны - «ЕIП» и год создания «1747».
Шкаф - Россия XIX в.
Сталь, латунь, бронза, дерево; питье, воронение, золочение, гравировка.
Крекшин уже несколько лет с переменным успехом, но весьма активно работал, по рекомендации А.К. Нартова, метрологом при Комиссии по мерам и весам М.Г. Головкина. В качестве проектировщика «образцовых весов» для столичной таможни, он сумел реализоваться полностью, хотя и не без традиционной российской волокиты - начатый ещё в 1738 г. и одобренный Л. Эйлером и Г. Крафтом проект удалось завершить только в 1746-1747 гг. Весы были признаны образцовыми на испытаниях в Зимнем дворце в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
Вензель императрицы Елизаветы Петровны.
Гири для образцовых весов.
Гиря для образцовых весов.
Наибольшее число старинных измерительных приборов веса в России составляют металлические и деревнно-металлические безмены XVII - начала XIX века, носящие название «русские безмены».
Фрагмент. Безмен. Г. Орел. Втора четверть XIX в. Надписи: «Николая Крамского купца…» Латунь, железо, дерево, литье, резьба.
Безмен представляет собой одноплечные весы в виде стержня с гирей-противовесом на одном конце и крючком для подвески груза или чаши с грузом на другом конце. В процессе взвешивания товар кладется на чашу или навешивается на крючок. Чтобы безмену придать равновесие, по стержень со шкалой, обозначенной точками или цифрами, передвигают навешенную на него петлю, удерживая ее за верх. Точки под петлей и покажут вес товара в фунтах.
Фрагмент. Безмен. Россия. Первая четверть XIX в. Латунь, железо, дерево, резьба.
Фрагмент. Безмен. Россия. Первая четверть XIX в. Латунь, железо, дерево, резьба.
Выставка также знакомит своих посетителей с мерами длины и самым распространенным - аршином. Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века. Происхождение наименования «аршин» точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины «аршим» (27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского «арши» - мера длины.
Фрагмент. Аршины. XVIII век. Россия. Железо.
Во второй половине XVI века в торговле и промышленности аршин постепенно вытеснил другую естественную единицу длины - локоть. При этом длина аршина не была зафиксирована законодательно, и каждый купец имел возможность мерить своим аршином, что позже приобрело нарицательный смысл.
Фрагмент. Полуаршин. Россия. 1817 г.
Надпись: «1817 года мца октабра дватцать 29 сей полуаршинъ Анны Степановны Моневай». Латунь, резьба.
Позднее, Алексей Михайлович, желая отвратить обман в мере, ввёл клеймёные железные аршины, которые продавались по 60 или по 70 копеек; но тогдашнее купечество жаловалось как на запрещение своих деревянных неклеймёных аршинов, так и на высокую, по его мнению, цену, наложенную на клеймёные.
Мера винная ведро. Россия Суксунский чугунолитейный завод. 1810-е гг. Вензель Александра I и надпись: «ВЕД».
Мера винная Россия. Каслинский чугунолитейный завод. XIX век.
Выставка расскажет вам о винных мерах объема и расскажет о питейном деле в России. Что особенно радует, это большие пояснительные тексты к экспонатом, выведенные на мониторы. Музей ждет вас, чтобы показать мир измерительных приборов и историю развития.
Выставка продлится до 27 июня 2021 года.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.