В Московском кремле открылась новая выставка посвященная расширению границ Московского царства, а потом и Российской империи, под названием
"Карта России. Вехи истории". С каждым таким историческим событием связаны предметы, происходящие из фондов музея. Экспозиция просто наполнена шедеврами и реликвиями, о некоторых мы вам сейчас расскажем.
Посох. Фрагмент. Принадлежал митрополиту Петру. Русь, XIV в., поновление - Москва, мастерские Кремля, 1686.
Дерево, серебро; литье, резьба, золочение.
Возвышение Московского княжества связано с правление великого князя Московского Ивана III Калиты, вошедшего в историю как первый собиратель русских земель. Важную роль в этом сыграл святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, который выбрал местом своего постоянного пребывания Москву. Он же повелел заложить в Кремле церковь во имя Успения Богородицы, которой была уготована судьба стать кафедральным собором московских первосвятителей и главным храмом Российского государства.
Посох. Фрагмент. Принадлежал митрополиту Петру. Русь, XIV в., поновление - Москва, мастерские Кремля, 1686.
Дерево, серебро; литье, резьба, золочение.
Посох святителя Петра веками сохранялся в Кремле и участвовал в священном обряде интронизации московских архипастырей. Посох выполнен из черного дерева и и оправлен золоченым серебром. По верхней части рукояти вырезана надпись: СМИРЕННЫЙ ПЕТРЪ МИТРОПОЛИТ ВСЕЯ РУСИ.
Еще одна реликвия времен Ивана Калиты, предстающая перед гостями на выставке, это плита установленная над поездными воротами Спасской (Фроловской) башни. Здесь впервые на латинском языке приведен полный титул великого князя Московского с перечисление девяти подвластных ему земель.
«В лето 6999 [1491] июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана» (то есть Милана).
Плита строительная с латинской надписью о закладке Спасской, Никольской, и Константино-Еленинской башен Московского кремля по велению великого князя Ивана III. Москва, 1491. Архитектор Пьетро Антонио Солари. Белый камень; теска, резьба, покраска, кирпичная кладка.
Латинский текст встречал иностранных послов и давал представление им, о правителе Московского княжества, как равноправном европейским королям монархе. Ведь формулировка «Божьей милостью» в Европе употреблялась только в титулах королей, над которыми стоял только Бог. В последствии, народная молва стала связывать надпись с заклинанием против тех, кто не снимал шапку проходя в ворота Спасской башни. Еще позже, уже в 30-г XX века, надпись пытались уничтожить, но стесали только рамку вокруг оной. Сам же текст был закрашен побелкой. Сейчас плита находится в фондах Музея Московского кремля, а в Спасской башне установлена копия. Над проездными воротами башни с внутренней стороны установлена аналогичная плита, но на русском языке.
Одной из древних реликвий русских княжеств, представленных на выставке, является рогатина Великого князя Тверского Бориса Александровича.
Рогатина. Принадлежала великому князю Тверскому Борису Александровичу. Тверь, середина XV в.
Серебро, булатная сталь; ковка, резьба, золочение.
Драгоценная рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича прослеживается по описям Государевой оружейной казны с XVII века, но возможно, что она попала намного раньше, после присоединения к Москве в 1485 году.
Рогатина. Фрагмент. Принадлежала великому князю Тверскому Борису Александровичу. Тверь, середина XV в.
Серебро, булатная сталь; ковка, резьба, золочение.
Рогатина. Фрагмент. Принадлежала великому князю Тверскому Борису Александровичу. Тверь, середина XV в.
Серебро, булатная сталь; ковка, резьба, золочение.
Стремительный территориальный рост государства во времена царя Ивана IV, так же нашел свое отражение на выставке. И если о «шапке казанской», которая была создана после присоединения Казанского ханства, все слышали, то увидеть предметы, связанные с именем Ермака и присоединением Сибири можно впервые.
Витрина, посвященная присоединению Сибирского царства.
Здесь представлена «кольчуга Ермака Тимофеевича». Она принадлежала воеводе князю Петру Ивановичу Шуйскому, павшему во время Ливонской войны. Предположительно, доспех перешел в царскую казну и был пожалован атаману Ермаку Тимофеевичу царем Иваном IV. В XIX столетии в Оружейную палату поступило привезенное из Сибири «Знамя Ермака Тимофеевича» с изображением предводителя небесного воинства «грозного воеводы архистратига Михаила» у стен Иерихона.
«Знамя Ермака Тимофеевича». Россия, конец XVII в.(?) Холст, краски, ткачество, аппликация (вшивная техника), роспись.
Прошла Смута, Московское царство снова стало крепнуть и отвечать на новые вызовы истории. Символы власти, на которых появляются новые гербы и новые формулы титулования государя, отражают территориальные претензии к соседним государствам, которые расширили свои границы в эпоху слабости русского государства.
Булава «Брус». Москва, Оружейная палата, первая половина XVII в.
Серебро, дерево, бархат, лазурит; резьба, чернь, золочение.
Во время Смоленской кампании 1654 г. булава находилась в составе походной оружейной казны царя Алексея Михайловича. Судя по надписи, булава была изготовлена для царя Михаила Федоровича. Этот тип ударного оружия уже во второй половине XVI столетия практически исчезает из комплекта вооружения простых воинов, оставаясь важным церемониальным предметом. Булава «Брус» с лазуритовой боевой частью служила символом власти царя - предводителя русского воинства.
Булава «Брус». Фрагмент. Москва, Оружейная палата, первая половина XVII в.
Серебро, дерево, бархат, лазурит; резьба, чернь, золочение.
К важнейшим предметам воинского чина русских царей относится саадак (колчан и налуч) с изображением гербов, поднесенный в составе «оружейных дел» царю Алексею Михайловичу к Святой Пасхе 1673 года. На налуче распростерший свои крылья над Кремлем двуглавый орел представлен, согласно надписи, как московский герб, который окружен шестью гербами - новгородским, казанским, псковским, сибирским, тверским и пермским; гербы Рязани и Смоленска помещены на колчане.
Налуч. С изображением Московского кремля и гербами русских земель. Москва, Оружейная палата, 1673. Мастер Прокофий Андреев.
Серебро, ткань, кожа; шитье, золочение, чернь, резьба.
Налуч. Фрагмент. С изображением Московского кремля и гербами русских земель. Москва, Оружейная палата, 1673. Мастер Прокофий Андреев. Серебро, ткань, кожа; шитье, золочение, чернь, резьба.
В саадачный набор также входил покровец. Предполагается, что он был внешней упаковкой для всего набора. Но саадачный покровец «Большого наряда» играл роль личного штандарта царя. Возможно, во время царских церемониальных маршей его несли в развернутом виде перед русским государем. В центре покровца вышит большой двуглавй орел под тремя коронами. Вокруг, на красной кайме, в клеймах вышиты двенадцать гербов царств, княжеств и земель, входивших в XVII в. в состав Российского государства. Посмотрите на это золотое шитье, на древние печати земель объединенных под властью Московского царя.
Покровец саадачный «Большого наряда». Москва, XVII в.
Ткань, жемчуг, золотные и шелковые нити; шитье.
Печать Псковская. Покровец саадачный «Большого наряда». Фрагмент. Москва, XVII в.
Ткань, жемчуг, золотные и шелковые нити; шитье.
Печать Пермская. Покровец саадачный «Большого наряда». Фрагмент. Москва, XVII в.
Ткань, жемчуг, золотные и шелковые нити; шитье.
Печать Болгарская (герб территории Волжской Булгарии, к современной Болгарии отношения не имеет). Покровец саадачный «Большого наряда». Фрагмент. Москва, XVII в. Ткань, жемчуг, золотные и шелковые нити; шитье.
Печать Нижегородская. Покровец саадачный «Большого наряда». Фрагмент. Москва, XVII в.
Ткань, жемчуг, золотные и шелковые нити; шитье.
Печать Сибирская. Покровец саадачный «Большого наряда». Фрагмент. Москва, XVII в.
Ткань, жемчуг, золотные и шелковые нити; шитье.
После русско-польской войны 1654 -1667 гг. и заключенного вечного мира 1686 года Россия получила левобережную Малороссию, Смоленск и Северские земли и Киев, с ближайшими окрестностями. Примерно в это же время появляется малый титул царя, он запечатлен в великолепной золотой тарелке весом более 400 гр, украшенной многоцветной эмалью и рубинами.
Тарелка с малым титулом царя Алексея Михайловича и изображение русского герба. Москва, мастерские Кремля, 1667 год.
Мастера Леонтий Константинов, Иван Юрьев. Золото, рубины; эмаль, чеканка, резьба.
На дне тарелки в круге, на фоне зеленой прозрачной эмали, черной эмалью изображен двуглавый орел под тремя коронами с распростертыми крыльями, со скипетром и державой в лапах. Вокруг герба вырезана надпись: ЦАРЬ ГОСУДАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧЬ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССИИ САМОДЕРЖЕЦ.
Тарелка с малым титулом царя Алексея Михайловича и изображение русского герба. Фрагмент. Москва, мастерские Кремля, 1667 год. Мастера Леонтий Константинов, Иван Юрьев. Золото, рубины; эмаль, чеканка, резьба.
Так же малый титул можно увидеть на братине, которая представлена в экспозиции выставки.
Братина с малым титулом царя Алексея Михайловича. Москва, мастерские Кремля, третья четверть XVII в.
Серебро, золото; чеканка, резьба, чернь, эмаль, золочение.
По золотому накладному венцу братины в четырех продолговатых клеймах идет затейлевая черненая надпись вязью: БРАТИНА ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА.
Эпоха Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого представлена предметами медальерного искусства и текстом договора Ништадтского мира, который был подписан 30 августа (10 сентября) 1721 года в городе Ништадт (ныне Уусикаупунки, Финляндия). Был подписан со стороны России Я. В. Брюсом и А. И. Остерманом, со стороны Швеции - Ю. Лилльенстедтом и О. Стрёмфельдом (швед. Otto Reinhold Strömfelt). Текст договора был отпечатан в Петербурге 5 октября тиражом 5000 экземпляров. Договор юридически закрепил выход России к Балтийскому морю.
Барельеф с портретом Петра I. Санкт-Петербург, 1741-1743.
Скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Олово, свинец; литье, золочение.
В круглом барельефе изображен император Петр I в горностаевой мантии и парадном доспехе, на оплечье которого представлена батальная сцена. Рама декорирована цепью ордена Св. Андрея Первозванного.
Барельеф с портретом Петра I. Санкт-Петербург, 1741-1743.
Скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Олово, свинец; литье, золочение.
В очередной витрине пред нами предстаёт правление императрицы Екатерины Великой. Памятью о Ясском договоре о мире, заключённом 29 декабря 1791 (9 января 1792) года между Россией и Османской империей и положивший конец русско-турецкой войне 1787-1791 годов, служит шестопер, который находился при князе Г.А. Потемкине во время войны и на мирных переговорах в Яссах.
Договор закрепил за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым, усилил её политические позиции на Кавказе и Балканах. К России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, по которому была установлена новая граница. На Кавказе восстанавливалась граница по реке Кубань.
Шестопер парадный. Фрагмент. Поднесен стамбульским купцом Дмитрием Астафьевым царю Алексею Михайловичу в 1655 г.
Стамбул, середина XVII в. Золото, дерево, ткань золотная, альмандин, изумруды, рубины; резьба, чеканка, эмаль.
Альмандин - самая твёрдая и самая распространённая разновидность красных или красно-фиолетовых гранатов. Цвет альмандинов может быть вишнёвым, малиновым, фиолетовым и буро-красным. Редко встречаются почти чёрные альмандины. Интенсивность оттенка зависит от количества соединений железа. Большей твёрдостью от альмандинов отличаются лишь похожие на них по окраске рубины. Название минерала является искажённым словом «Алабанда» - так в Малой Азии назывался город, где издавна гранились эти камни. По другой версии, местечко Алабанда было лишь перевалочным пунктом древних торговых путей. Ювелирными камнями считаются только прозрачные альмандины.
Медаль «В память возвращения русских областей от Польши в 1772-1793 годах». Санкт-Петербургский монетный двор, XVIII в.
Медальеры Карл Леберехт, Иоганн Гасс. Медаль, штамп.
В XVIII веке последовало три раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией. После наполеоновских войн часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское, а русский император Александр I становился и польским королём.
В 1831 году польские ордена Белого Орла и святого Станислава был включён в Капитул российских орденов.
Знак ордена Св. Станислава I степени с мечами. Россия, вторая половина XIX в.
Золото; эмаль, гильошировка, гравировка, штамповка.
Гильо́ш (от фр. guilloché - узор из волнистых линий) - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоширование применяется в декорировании ювелирных изделия. На ювелирный металл наносят гильош, далее покрывают эмалью. Такой способ декорирования усиливает игру света на ювелирном изделии.
Звезда ордена Св. Станислава I степени с мечами. Санкт-Петербург, 1863.
Серебро; эмаль, гильоширока, золочение, ковка.
Орден Св. Станислава 3-й степени стал самым младшим в порядке старшинства российских орденов и был наиболее распространённой наградой. Его получали практически все, прослужившие установленные сроки и имевшие классные чины, государственные служащие - военные и статские. При учреждении орден любой степени предоставлял права потомственного дворянства, однако в среде дворянства возникло недовольство от слишком большого числа новых дворян из числа купцов и мелких служащих. В 1845 году Высочайшим повелением было приостановлено награждение 2-й и 3-й степенями. Возобновились награждения лишь с 28 июня 1855 года, но с этого времени право потомственного дворянства предоставляла только 1-я степень ордена Св. Станислава. С 1855 года к знакам ордена за военные отличия присоединялись два накрест лежащих меча. В случае награждения тем же орденом более высокой степени за невоенные заслуги, мечи помещались в верхней части креста и звезды.
Знак ордена Белого Орла. Санкт-Петербург, 1856. Золото; эмаль, штамповка, литье, гравировка, гильошировка.
Принадлежал императрице Марии Александровне, жене Александра II.
Орден Белого орла учреждён в Польше в 1705 году. После раздела польского государства в 1795 году орден Белого орла был наградой Варшавского герцогства (1807-1815), а затем вошедшего по результатам Венского конгресса в состав Российской империи Царства Польского (1815-1831). В 1831 году, после подавления польского восстания и лишения Польши автономии, император Николай I причислил к российским все польские ордена, в том числе и орден Белого Орла. Орден занял почётное место в иерархии российских орденов - с 1835 года следом за орденом св. Александра Невского. Награждались им лица не ниже IV класса. Произошли изменения в знаке ордена, девиз поменялся на «За веру, царя и закон». В 1855 году к знакам за военные отличия присоединялись по два накрест лежащих меча: сверху знака под короной, а на звезде - по центру.
Скипетр. Выполнен по распоряжению императора Павла I для грузинского царя Георгия XII. Санкт-Петербург, 1800 (?). Золото, серебро, бриллианты, рубины; литье, чеканка, гравировка, эмаль.
События вхождения Грузии в состав России представлены скипетром созданным по заказу Павла I для последнего царя Картли-Кахетии Гео́ргия XII (11 января 1798 - 28 декабря 1800). После восшествия на престол Георгия XII по приказу Павла I были заказаны корона, скипетр и сабля. После упразднения Картли-Кахетинского царства по решению Павла I они вошли в состав российских регалий. В 1811 году повелением Александра I были переданы в Оружейную палату, дабы отныне символизировать титул русских самодержцев как грузинских царей. Советским правительством в 1922 году был рассмотрен поднятый по инициативе Народного Комиссариата просвещения Грузии вопрос о возвращении ей национальных реликвий из русских музеев. Корона покинула стены Оружейной палаты 6 февраля 1923 года.
Скипетр. Фрагмент. Выполнен по распоряжению императора Павла I для грузинского царя Георгия XII. Санкт-Петербург, 1800 (?).
Золото, серебро, бриллианты, рубины; литье, чеканка, гравировка, эмаль.
Однако в 1930 году по решению грузинского правительства золотая корона последнего правителя Картли-Кахети, была «реализована» за границу.
Скипетр. Фрагмент. Выполнен по распоряжению императора Павла I для грузинского царя Георгия XII. Санкт-Петербург, 1800 (?). Золото, серебро, бриллианты, рубины; литье, чеканка, гравировка, эмаль.
Только скипетр Георгия XII остался в сокровищнице московских царей. Его не тронули в революционные 1920-е годы, так как со второй половины XIX века скипетр ошибочно считался регалией Павла I, поскольку в навершии жезла в щитке на груди двуглавого орла красуется вензель Павла, символизирующий сюзеренитет самодержца Всероссийского по отношению к вассалу, царю Восточной Грузии.
Крест «За службу на Кавказе». Россия, вторая половина XIX в. Металл; штамп.
Крест «За службу на Кавказе» - представляет четырёхконечный крест с уширенными концами, в центре которого находится круглый щит с изображением государственного герба Российской империи (двуглавого орла). Щит пересекают два скрещенных рукоятями вниз меча. На концах креста сделаны надписи: на левом - «ЗА СЛУЖБУ», на правом, как продолжение надписи, - «НА КАВКАЗѢ». На верхнем конце креста помещён вензель императора Александра II, на нижнем указана дата - «1864», означающая год завершения боевых действий на Кавказе. Оборотная сторона креста представляет гладкую поверхность, на которой имеется лишь булавка для крепления к одежде. Крестами «За службу на Кавказе», которых носили на левой стороне груди, ниже всех орденов, награждались все чины российской армии, принимавшие активное участие в войне с горцами с 1859 по 1864 годы. Награждение тем или иным видом креста проводилось в зависимости от чина и заслуг перед отечеством.
Решительно повлиял на ход длительной войны с горцами на Северном Кавказе в XIX столетии князь Александр Иванович Барятинский. Пленив в 1859 г. имама Шамиля, он смог положить конец затянувшийся войне. В экспозиции вы сможете увидеть золотые часы принадлежавшие А.И. Барятинскому с портретом Николая I, с надписью: ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛУ КНЯЗЮ БАРЯТИНСКОМУ, которая, вероятно, появилась после 1859 г., когда князь удостоился этого чина за успешные действия на Кавказе.
Часы с портретом императора Николая I. Принадлежали князю А.И. Барятинскому. Париж, первая половина XIX в. мастер Робен.
Стекло, золото; живописная эмаль, гравировка.
В продвижение Росии в Среднюю Азию играл желание установить контроль над важными торговыми путями, а так же соперничество с Англией, стремившийся усилить свое влияние в регионе. Протекторат России признали Бухарский эмират в 1866 г. и Хивинское ханство в 1873 г.
Сабля в ножнах. Фрагмент. Предположительно принадлежала последнему эмиру Бухары Сеиду Алим-хану. Бухара, конец XIX - начало XX вв. Булатная сталь, дерево, серебро, золото; ковка, золочение, эмаль, гравировка.
Кинжал в ножнах. Принадлежал хивинскому хану Бахадуру Исфандияру. Хива, 1910.
Булатная сталь, дерево, золото, кость, бриллианты, рубины, изумруды, бирюза, ткань; ковка, басма, резьба.
Кинжал в ножнах. Фрагмент. Хива, 1910. Булатная сталь, дерево, золото, кость, бриллианты, рубины, изумруды, бирюза, ткань; ковка, басма, резьба.
Кинжал в ножнах. Фрагмент. Хива, 1910. Булатная сталь, дерево, золото, кость, бриллианты, рубины, изумруды, бирюза, ткань; ковка, басма, резьба.
Кинжал в ножнах. Фрагмент. Хива, 1910. Булатная сталь, дерево, золото, кость, бриллианты, рубины, изумруды, бирюза, ткань; ковка, басма, резьба.
В завершении рассказа об этой замечательной выставке раскрывающей историю нашей Родины, хочется упомянуть о двух экспонатах. О знаменитых пасхальных яйцах Фаберже.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда.
Падарок императора Николая II имперарице Александре Федоровне. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900. Мастер Михаил Перхин.
Платина, золото, серебро, рубины, алмазы, оникс, бархат; литье, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка.
Ювелирное яйцо с моделью сибирского поезда было создано в 1900 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. Само яйцо сделано из серебра. Крышка крепится на петлях, покрыта зелёной эмалью и украшена листьями, инкрустированными из аканта. Также на крышке имеется двуглавый орел с императорской короной. Интерьер выстлан бархатом.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Фрагмент. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900. Мастер Михаил Перхин.
Платина, золото, серебро, рубины, алмазы, оникс, бархат; литье, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка.
Миниатюрная копия поезда сделана из золота и платины имеет длину 398 мм. У поезда алмазные фары и рубиновые задние фонари[1]. Поезд имеет паровоз и пять вагонов, на которых выгравированы надписи: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Также указано количество мест 18 и 24. С помощью золотого ключа поезд можно привести в движение.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Фрагмент. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900. Мастер Михаил Перхин.
Платина, золото, серебро, рубины, алмазы, оникс, бархат; литье, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка.
На лицевой стороне, в средней части, яйцо украшено гравированным изображением карты Российского государства с Транссибирской магистралью и надписью «Великий железный путь к 1900 году». Яйцо поддержано тремя грифонами из позолоченного серебра и стоит на ступенчатом треугольном основании из белого оникса.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Фрагмент. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900. Мастер Михаил Перхин.
Платина, золото, серебро, рубины, алмазы, оникс, бархат; литье, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка.
На гравированной серебряной карте России мастера четко прочертили весь рельсовый путь - «позвоночный хребет русского великана». Были обозначены важнейшие города от Санкт-Петербурга до Владивостока и Хабаровска: Москва, Самара, Уфа, Омск, Томск, Иркутск, Нерчинск. Там, где еще не были проложены пути, сибирский путь выгравирован пунктирной чертой.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Фрагмент. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900. Мастер Михаил Перхин.
Платина, золото, серебро, рубины, алмазы, оникс, бархат; литье, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Фрагмент. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900. Мастер Михаил Перхин.
Платина, золото, серебро, рубины, алмазы, оникс, бархат; литье, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Фрагмент. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900. Мастер Михаил Перхин.
Платина, золото, серебро, рубины, алмазы, оникс, бархат; литье, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка.
И завершающим штрихом экспозиции является еще один шедевр фирмы Карла Фаберже - пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых».
Пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых». Подарок императора Николая II Александре Федоровне. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1913. Мастер Генрих Вигстрем; миниатюрист Василий Зуев. Золото, серебро, алмазы, пурпурин, сталь, хрусталь, кость; эмаль по гильошировке, литье, чеканка, акварель, воронение.
Гематион(Haematinon), или пурпурино (porpurino итальянцев). - это стеклянный сплав, встречающийся в древних мозаиках, окрашенный в характерный красный цвет, промежуточный между цветом киновари и сурика, носящий это название. Химику Петтенкоферу в Мюнхене удалось открыть способ приготовления подобной массы, которую он назвал, стеклянным порфиром; похож на авантюрин.
Миниатюры шедевра выполнены акварелью по кости и обрамлены мелкими бриллиантами, а сверху находятся пластины из горного хрусталя. На яйце портреты расположены не в хронологическом порядке, например портрет Николая II находится между портретами Александра III и Петра I. Между миниатюрами на белой эмали расположены золотые изображения двуглавых орлов и императорских корон. Вверху и внизу под плоскими бриллиантами находятся даты «1613» и «1913». В яйце находится глобус, на котором дважды размещены золотые изображения Северного полушария. На них обозначены границы территории России в 1613 и 1913 годах. Сам глобус выполнен из воронёной стали, которая придаёт глубокий синий цвет морям и океанам.
Надеемся, что мы дали вам представление о колоссальном количестве шедевров, которые ждут посетителей на выставке в Кремле. Приходите сюда, чтобы ощутить дыхание истории нашей Родины, увидеть шедевры созданные руками древних мастеров, почувствовать истоки Московского государства, которое превратилось в Российскую империю. Мы вам рассказали о небольшом количестве экспонатов, а сколько тайн готовят вам исторические сокровища тихо поблесивая гранями драгоценных камней, вы сможете оценить когда посетите эту замечательную экспозицию.
Выставка продлится до 15 марта 2015 года.
Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 350 руб. Есть льготы.
Все подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!