Спасти палаты князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Oct 11, 2015 17:27

Уже скоро мы снова будем праздновать день народного единства 4 ноября. Этот день уходит в историю Смутного времени, когда ополчения Дмитрия Пожарского выбило поляков из Китай-города. И во времена благовейного воспоминания и торжественных речей о тех событиях, мы, москвичи, можем потерять то немногое что осталось в нашем городе, что помнит эти события и многие другие эпохи нашей истории. Памятник переживший эти эпохи погибает и может уже не пережить эту зиму.


Разговор пойдет об истории и тяжелом состоянии дома №14 по Большой Лубянке. Когда то здесь стояла усадьба князя Пожарского. На баррикаде перед этим домом князь противостоял польско-литовским войскам. По предположениям реставраторов подвалы этого здания сохранились со времен Дмитрия Михайловича. Вот уже 20 лет как это здание было выведено из управления ФСБ, и с тех пор не только не реставрируется, но и постепенно гибнет. В этом году в неотапливаемом здании с протекающей крышей начались разрушения конструкций. Трагическая история этого дома началась, когда его отобрали у спецслужб. Ни один из трех собственников этого здания после приватизации так и не приступил к его реставрации.





Ремонт этого особняка не производился с 1920 года. Приватизатором исторического особняка в середине 90-х был Инкомбанк, который вскоре разорился. ООО «Карс» приобрело здание в 2005 году, чтобы создать здесь музей и являлось третьим собственником особняка после приватизации. Практически  сразу же начались суды с государством об безвозмездном изъятии его в госсобственность, в связи с тем что новый собвственник не может отреставрировать здание в течении одного года.  Однако сделать это в указанный срок было просто невозможно, так как на одно только согласование документации о реставрации ушло бы примерно столько времени. Фактически, собственник оказался в безвыходном положении. В 2012 году по решению суда здание было изъято, с выплатой компенсациеи в пользу ООО «Карс» в размере 276 млн 440 тыс рублей. К сожалению эти деньги да сих пор не выплачены и уже какой год не предусмотрены в бюджете Россйиской Федерации, и если в бюджете на следующий год опять не будет предусмотрено выделение денег, то ситуация затянется еще на год. А дом уже не может ждать, когда чиновники Роскомимущества обратят на него внимание. Сейчас сложилась пародоксальная ситуация предыдущий собственник уже не может проводить работы в этом доме, по причине изъятия его по решению суда. Роскомимущество не берет его на свой баланс по причине отсутвия у него денег на выплату бывшему собственнику. Эта история может длиться очень долго, либо пока не найдут денег, либо пока дом не разрушится. На наш взгляд, сумма для выплаты за особняк с таким историческим наследием ничтожна, дороже стоят квартиры элит-класса в столице. Сейчас требуется чтобы федеральные власти завершили брошенный на полпути процесс возвращения в госсобственность этого исторического места, пока мы не потеряли его окончательно. И времени на это всё меньше и меньше.


Давайте заглянем в этот особняк, в который практически не возможно попасть. И вспомним его историю. К сожалению посмотреть подвалы, где сохранились остатки палат времен князя Пожарского нам не удалось. По словам владельцев подвалы в основном засыпаны и еще требуют расчистки и изучения. Однако мы смогли осмотреть первый и второй этажи.


Оформление потолка в главном вестибюле.



Плитка на полу в главном вестибюле.



Главная лестница.



Потолок холла главной лестницы.



Холл главной лестницы.



Воспоминание о советском прошлом особняка.
В 1811 году хозяином особняка становится граф Федор Васильевич Ростопчин московский градоначальник и генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия. Здесь создавались знаменитые листовки рассказывающие о действиях войск, здесь москвичам было объявлено об оставлении нашего города. Во дворе этого дворца разыгралась трагедия купеческого сына Верещагина, описанная Л.Н. Толстым в романе «Война и мир».


Лепнина потолка одного из залов главной анфилады.



Псевдокамин.



Обрушение потолочных конструкций в зале главной анфилады.



Камин в зале.



Украшение зала.



Фрагмент лепнины в зале.
"- Ребята! - сказал Растопчин металлически-звонким голосом, - этот человек, Верещагин - тот самый мерзавец, от которого погибла Москва. Молодой человек в лисьем тулупчике стоял в покорной позе, сложив кисти рук вместе перед животом и немного согнувшись. Исхудалое, с безнадежным выражением, изуродованное бритою головой молодое лицо его было опущено вниз. При первых словах графа он медленно поднял голову и поглядел снизу на графа, как бы желая что-то сказать ему или хоть встретить его взгляд. Но Растопчин не смотрел на него. На длинной тонкой шее молодого человека, как веревка, напружилась и посинела жила за ухом, и вдруг покраснело лицо. Все глаза были устремлены на него. Он посмотрел на толпу, и, как бы обнадеженный тем выражением, которое он прочел на лицах людей, он печально и робко улыбнулся и, опять опустив голову, поправился, ногами на ступеньке. - Он изменил своему царю и отечеству, он передался Бонапарту, он один из всех русских осрамил имя русского, и от него погибает Москва, - говорил Растопчин ровным, резким голосом; но вдруг быстро взглянул вниз на Верещагина, продолжавшего стоять в той же покорной позе. Как будто взгляд этот взорвал его, он, подняв руку, закричал почти, обращаясь к народу; - Своим судом расправляйтесь с ним! отдаю его вам! Народ молчал и только все теснее и теснее нажинал друг на друга. Держать друг друга, дышать в этой зараженной духоте, не иметь силы пошевелиться и ждать чего-то неизвестного и страшного становилось невыносимо. Люди, стоявшие в передних рядах, видевшие и слышавшие все то, что происходило перед ними, все с испуганно-широко раскрытыми глазами и разинутыми ртами, напрягая все свои силы, удерживали на своих спинах напор задних. - Бей его! Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского! - закричал Растопчин. - Руби! Я приказываю! - Услыхав не слова, но гневные звуки голоса Растопчина, толпа застонала и надвинулась, но опять остановилась. - Граф!.. - проговорил среди опять наступившей минутной тишины робкий и вместе театральный голос Верещагина. - Граф, один Бог над нами… - сказал Верещагин, подняв голову, и опять налилась кровью толстая жила на его тонкой шее, и краска быстро выступила и сбежала с его лица. Он не договорил того, что хотел сказать. - Руби его! Я приказываю!.. - прокричал Растопчин, вдруг побледнев так же, как Верещагин. - Сабли вон! - крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю. Другая ещё сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула передних и, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным. - Руби! - прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове."
Л.Н. Толстой. "Война и мир".


Еще один зал анфилады дворца.
Здесь как-нигде чувствуется советское время. Сброшенный постамент, на котором когда был бюст В.И. Ленина. И одновременно с тем невероятно красивая лепнина на потолке, сохранившаяся с времён прежних владельцев.


Украшение потолка в этом же зале.
Вернувшись в Москву, после освобождения города, граф Ф.В. Ростопчин поселился в своем уцелевшем от пожара доме на Большой Лубянке. Принимая здесь многочисленные иски жителей города о сгоревшем и расхищенном имуществе, он принялся за восстановление центральных частей древней столицы. В ноябре из Ярославля к нему приехала и его семья. Его дочь, Наталья Федоровна, в замужестве Нарышкина (1798-1863), въехавшая в город по 1-ой Мещанской, оставила нам в своих записках описание того, как выглядела эта часть Москвы после французского разорения: «Увы, что за зрелище представилось со всех сторон нашим взорам. Обломки печей, полуобвалившиеся стены, длинный ряд опустелых и обгорелых внутри домов; мрачные напоминания былого величия угрюмо выделялись на фоне белого снега. Всюду чувствовался запах гари, местами движение затруднялось обломками, загромождавшими улицы, по временам раздавался треск обвалившейся стены или лай собаки, сторожившей шалаш, поставленный на месте какого-нибудь великолепного дворца. Меня все более охватывал ужас при виде такого разорения по мере того, как мы подвигались по этой безлюдной пустыне, походившей на обширное кладбище, наполненное надгробными памятниками. Несмотря на то, что за несколько дней до нашего приезда нам расчистили путь среди обломков и что верховые освещали дорогу, мы могли подвигаться только шагом и употребили целый час, чтобы выбраться из этих мрачных мест. Наконец, мы достигли центра города, и тут нашим взорам представилась более отрадная картина: нам стали попадаться пешеходы и даже изредка экипажи. Лубянка, улица, на которой мы жили, была освещена, как всегда. Все дома на ней сохранились в целости, а наш дом предстал перед нами таким, каким мы его оставили и великолепно освещенным; во дворе стояло множество экипажей»


Главный зал анфилады
Один из красивейших залов особняка это главный зал анфилады. Убранство залов было создано в
XIX веке, когда здесь располагалось Московское страховое общество от огня.



Главный зал анфилады



Обрушение лепнины в главном зале анфилады



Украшение стен главного зала анфилады



Украшение стен главного зала анфилады



Украшение стен главного зала анфилады
Из этого же зала можно попасть на балкон, к сожалению его состояние аварийное, но нам удалось выбраться на него. Здесь как-то очень щемяще чувствуется запустение и разрушения последних лет. В центре Москвы время застыло и постепенно умирает вместе с домом. Здесь так требуется тепло человеческих рук, чтобы отогреть этот памятник и вернуть его москвичам и нашему времени.












После осмотра анфилады, нас провели в еще два помещения, где сохранился декор стен и потолков. Существует предположение, что зал ротонда был создан еще при частных владельцах особняка и его интерьеры не принадлежат к отделке Страхового общества.


Потолок в ротонде.



Украшение потолка в ротонде.



Украшение потолка в ротонде.



Украшение в ротонде.



Камин в ротонде.



Мак Парнаса в старинном зеркале в ротонде палат князя Пожарского



Украшение рамы зеркала в ротонде.



Украшение в ротонде.



Зеркало в ротонде.
И теперь последняя зала, где сохранился интерьер.


Потолок



Роспись в плафоне потолка.



Роспись в плафоне потолка.



Украшение залы.



Украшение залы.
Одним из напоминанием о старых хозяевах особняка является сейф, установленный видимо еще во времена страхового общества. Так и представляешь, как вот в точно таком же, но другом сейфе в здании неподалеку, прятался Железный Феликс от гранты брошенной в его кабинет.


Внутреннее помещение сейфа.



Символ на внутренней части сейфа.

Интересно не является это ли маркой производителя?

На первом этаже в помещениях никакого убранства не сохранилось. Везде царствует запустение и разруха. Однако можно оценить размер комнат.


Одно из помещений первого этажа.



Одно из помещений первого этажа.



Демонтированные с фасада здания керамические вазы.
В последнее время эти украшения стали обваливаться. В этой связи под наблюдением Мосгорнаследия ООО «Карс» демонтировали некоторые из них и складировали на первом этаже.


Обломки лепнины потолков, сложенные на подоконниках залов анфилады.



На этом наше путешествие по умирающему особняку, которой требуется спасать, чтобы потом не показывать на фотографиях, как здесь было красиво и каких исторических личностей выдел этот дом, завершается. Выражаем огромную благодарность спикерам пресс-тура завотделом Мосгорнаследия Михаилу Голубеву, представителям ООО «Карс» Михаилк Крунову и Андрею Жмакову, координаторам «Архнадзора» Рустаму Рахматуллину и Константину Михайлову. Надеемся что государство все-таки решит спасти особняк и москвичи смогут любоваться этой жемчужиной нашей Столицы.


Ваза на въездных воротах в усадьбу.



Ворота в особняк.
Друзья, мы будем безмерно благодарны вам за перепост это информации. К проблеме нужно привлечь как можно болльше внимания. Кажется, что это единственный из оставшихся способов сохранить то, что не должно погибнуть, то, что является нашим великим наследием, нашей памятью и гордостью, нашей историей.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

интересное, прогулки по Москве, реставрация, отчёт, события и мероприятия

Previous post Next post
Up