Leave a comment

Comments 9

grigory_y April 29 2018, 04:17:22 UTC
Спасибо! Как всегда интересно!

Reply


saavas April 29 2018, 11:06:34 UTC
Я так понимаю, основная проблема в том, что зарплаты бюджетников привязаны к МРОТ. Резко его поднять, значит резко увеличить расходную часть бюджета. Доходы при этом вырастут незначительно (только из-за вывода части заплат коммерческих предприятий из серой зоны). Покрытие этой разницы равноценно эмиссионному вливанию в экономику (даже если конвертировать на эти цели валюту из резервов). Постепенный рост спроса экономика ещё может отработать без инфляционного всплеска (и то при соблюдении ряда условий), а резкий, как предлагает Навальный - нет. Хотя неравенство, конечно, сокращать необходимо.

Reply

mayakruha April 29 2018, 12:22:37 UTC
В дебатах со стороны навальнистов и не говорилось, что все сводится к простому увеличению МРОТ. Они говорили о перераспределение, при котором расходная часть бюджета не будет особо меняться.
Но даже если расходы бюджета растут, то это не равноценно эмиссии, поскольку государство заимствует деньги из экономики. Оно выбрасывает облигации, а не печатает деньги. Размер общей денежной массы определяется политикой ЦБ. Выброс же облигаций приводит к снижению их стоимости, а значит росту процента. Это оказывает, конечно, влияние на стоимость денег. Но здесь проблема не в инфляции, а в риске дефолта.

Reply

saavas April 29 2018, 13:17:19 UTC
Заимствование через облигации проблему дисбаланса бюджета не решает, а напротив, усугубляет (расходы как превышали, так и будут превышать доходы). Единственный разумный путь - сокращение бюджетников и через это увеличение зарплат оставшимся, возможно непропорциональное (например, сократить ФСО и поднять зарплаты в МВД). В этом Навальный и компания правы. Но любая бюрократическая иерархия имеет тенденцию разрастаться, так что, если не поменять систему, через время всё вернется обратно.

Первая ссылка ведет на несуществующую страницу.

Reply

mayakruha April 29 2018, 19:18:25 UTC
Поэтому то никто и не говорит об увеличении расходной части для увеличения МРОТ. Это очевидно, что заимствование не решение, а эмиссия невозможна. Значит все рассуждения об инфляции не имеют основпний.
Сокращение же бюджетников дело нужное, но это не единственный путь. Вообще о численности чиновников много мифов. Была, например, статья в РБК. Там указывалось, что "В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем". Также РБК прямо отмечает, что "В западных странах заработок чиновника уровня заместителя министра составляет в среднем три-четыре зарплаты работника с высшим образованием, или шесть среднедушевых ВВП. Проведенная по аналогичной методике оценка РБК показывает, что в России превышение составляет 14-15 раз." Про тот же МВД ходят разговоры, что там видна еще одна российская особенность - большая доля начальников по сравнению к простым полицейским. Получается, что сама политика российского государства выстраивает значительное неравенство. А значит, перераспределение это еще один ( ... )

Reply


giovanni1313 April 29 2018, 12:01:06 UTC
Борьба с неравенством - это, конечно, хорошо. Но хочется какой-то более комплексный подход, а не волюнтаристское задирание "минималки".

По поводу инфляции есть такая работа по Венгрии, где на микроуровне нашли зависимость между повышением цен и долей затрагиваемых ростом "минималки". И там же обозначают проблему: повышение цен затруднительно в торгуемых секторах, а вот в неторгуемых ему мало что мешает. А у нас, если не ошибаюсь, значительная часть рабочих мест с низкой зарплатой в частном секторе - как раз неторгуемые отрасли.

Reply

mayakruha April 29 2018, 20:02:28 UTC
Согласен. Нужен четкий подход. Идея привязки МРОТ к прожиточному минимуму правильная. Только это должен быть не минимум, необходимый для выживания,а минимум, которого достаточно для нормальной жизни - оплаты еды, одежды, жилья, какой-то техники для быта, досуга и т.д.

Спасибо за ссылку. Статья великолепная. Ребята все разобрали по полочкам. Как показывают данные по многим странам, низкие зарплаты в основном в ресторанном и гостиничном бизнесе, неторгуемых секторах. А у нас к этому, как показывают данные, еще добавляется и госсектор, который по сути тоже неторгуемый.

Reply

giovanni1313 April 30 2018, 11:12:36 UTC
Да, только не очень верится в минималку, достаточную для "нормальной жизни"... И даже не столько из-за разных (и меняющихся) подходов к стандартам жизни. Принципиально это реализуемо, конечно. Но в очень специфичных экономиках, вроде скандинавских, или в США в 1960-ых. Но уже не в США 2010-ых и тем более не у нас.

По поводу США: есть проект "Living wage", который как раз расчитывает этот необходимый минимум. Для страны в целом там получилась ставка 16,07 долл./час в 2017 (два работающих взрослых в семье). Если сравнивать с распределением зарплат, это где-то 42-43 процентиль. А если учесть семьи с одним работающим взрослым, всё еще хуже выглядит.

А у нас, если объективно смотреть, государство наоборот старается занизить стоимость труда (через курс рубля). Тоже, между прочим, один из инструментов влияния на уровень жизни. Хотя и тут неравенство должно сокращаться немного :)

Reply

mayakruha May 2 2018, 18:24:36 UTC
Спасибо за ссылку. Не знал об этом проекте.
Я понимаю, что МРОТ не может являться стандартом для всех. У некоторых есть талант создавать себе кучу проблемы. :) В США вроде была движуха за 15 баков в час. Видимо, это оценивается обществом более или менее минимальной нормой для большинства.
В нашем случае 11 тыс. это не реальная величина, на мой взгляд.

Reply


Leave a comment

Up