Либералы и все вообще правые очень любят осуждать революционеров за "терроризм" и за разнообразные убийства и казни. Но - вот занятно! - сегодня, 13 июля, как раз годовщина убийства, которое в наше время назвали бы именно актом терроризма. Однако в этом случае если не одобрение, то сочувствие всех и всяческих правых - сюрприз! - оказывается на стороне убийцы и террористки. Тем более, что это молодая (24-летняя) девушка, как считается, красивая и обаятельная, из "приличной семьи" (дворянка то есть). Вот её портрет:
François Séraphin Delpech (1778-1825). Портрет Шарлотты Корде
Это тоже она:
Tony Robert-Fleury (1838-1911) Шарлотта Корде в Кане в 1793 году.
А кого она убила? Да так, революционера какого-то. Жаном-Полем Маратом звали, а ещё - "Другом Народа". Одно время во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде, в её честь, между прочим, назвали шляпку ("шарлотту"), слагали стихи и писали картины (и не только во Франции, Пушкин тоже посвятил ей хвалебные строчки).
Поль Жак Эйм Бодри (1828-1886). Шарлотта Корде убивает Марата. 1860. Картина создана в эпоху Второй Империи, когда во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде. Тем не менее картина довольно точно воспроизводит место и обстоятельства события
Жан Жозеф Вертс (1847-1927). Убийство Марата. 1880
Jules Charles Aviat (1844-1931). Шарлотта Корде и Марат. 1880
Авторы этого современного комикса, изобразившие встречу Корде и Марата, явно не испытывали больших симпатий к Другу Народа
Жак Луи Давид (1748-1825). Смерть Марата. Самое знаменитое произведение, написанное в связи с этим событием, сразу по его следам, в 1793 году. Создавал полотно художник и якобинец Жак Луи Давид, который хорошо знал убитого, был глубоко потрясён его гибелью, в тот же день побывал у него дома и сделал эскизы по свежим следам события.
Гийом-Жозеф Рок. (1757-1847). Смерть Марата. 1793
Неизвестный французский художник. Шарлотта Корде и Марат
Henry Charles Chaffer (1798-1862). Арест Шарлотты Корде. 1831
Thomas Wightman (1811-1888). Шарлотта Корде в тюрьме
Charles Louis Lucien Muller (1815-1892). Шарлотта Корде в тюрьме. 1889
Артуро Мишелен. Шарлотта Корде. 1889
Adolphe Forestier (1801-1885). Суд над Шарлоттой Корде
Charles Lucy (1814-1873). Шарлотта Корде возвращается в тюрьму. 1871
Julian Russell Story (1857-1919). Шарлотта Корде. 1889. На этой картине показано, как на осуждённую надевают перед казнью красную рубаху, положенную приговорённым за убийство
Шарлотту Корде везут на казнь. Рисунок весьма неточен, например, на Корде в момент казни было положенное «отцеубийцам» красное платье, а не белое
А за что, собственно, убили Марата? Ведь якобинцы только-только пришли к власти в начале июня того же года, и как государственный деятель он ещё почти ничего не успел сделать. Убили его по сути только за журналистскую деятельность, за страстную проповедь в издававшейся им все годы революции газете «Друг народа». «Я убила одного человека, чтобы спасти сто тысяч», - так сама убийца, Шарлотта Корде, объяснила свой поступок. «Убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона». Социалист и историк Луи Блан замечал позднее, что Шарлотта Корде оказалась самой последовательной ученицей Марата: она довела до логического завершения его принцип - принести в жертву немногих ради благополучия всей нации.
История повторяется. Потому что в России спустя полтора столетия тоже была своя "Шарлотта Корде":
Александр Герасимов. Выстрел в народ. (Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года). 1961
Вот только шляпок в её честь почему-то не называли и столь разработанного культа вокруг неё, кажется, не сложилось. Быть может, потому, что Фанни Ефимовна была не столь молода, хороша и романтична, как Шарлотта?.. Хотя были, например, стихи К. Д. Бальмонта:
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.
Корде, кстати, тоже на ту же букву...
И ещё ряд интересных совпадений. Ни Корде, ни Каплан не были монархистками, противницами революции вообще. Обе они были из рядов умеренных революционеров, Корде была жирондисткой, Каплан - правой эсеркой. Но в решающий момент обе они, как и сами их партии, перешли на сторону реакции и нанесли едва ли не смертельные удары в самое сердце революции. Нет ли тут определённой закономерности поведения "умеренных революционеров"? И это даёт представление, чего стоит ждать от таких, как они, в будущем...