По словам Владимира Андреевича Фаворского, «Книга это, с одной стороны, - техническое приспособление для чтения литературного произведения; с другой стороны, она есть пространственное изображение литературного произведения. В этом книга очень похожа на архитектуру - и здание строится для жилья, для практического использования, но тем не менее становится искусством, а верней - не тем не менее, а тем более, так как и в книге и в архитектуре функция не мешает, а помогает, дает стимул для пространственного пластического оформления. Сходство между архитектурой и книжным искусством мы находим и в том, что и архитектурный памятник и книгу мы воспринимаем во времени. Книга, являясь пространнственным произведением, изображающим литературное произведение, естественно располагает свои элементы во времени, организуя наше движение, ведя нас согласно содержанию книги от момента к моменту.» (Фаворский В. А., «О графике, как об основе книжного искусства», «Искусство книги», Москва, 1961, стр. 60)
Любая книга воспринимается во времени, и её чрезвычайно тяжело оторвать от него, так же как её тяжело оторвать от объёма, фактуры и вещности. Книга, вопроизведённая в другой книге в виде разворотов сохраняет компоновку листа, но теряет и временное, и пространственное, и осязательное свойства.
Сказанное о репродукции, воспринемаемой посредством краски отпечатанной на бумаге, тем более относится к репродукции, воспринимаемой через светящиеся точки на экране монитора. Книга в интернете теряет последние частицы материальности и превращается в бесплотную тень.
Именно поэтому я так не люблю
показывать в интернете свои книги.
Недавно мне пришла в голову такая мысль: что, если воспользоваться интернетом для того, чтобы вернуть книге, хотя бы отчасти, её временное начало? Если раньше снимать кино было тяжело, и вряд ли кому-либо приходило в голову снимать кино о книге, то теперь снимать видео и показывать его всему свету стало проще простого. На моём Маке есть встроенная камера, нажал кнопку - и готово. Кто знает, не исключено, что теперь кино о книге станет новым жанром.
Я решил начать с самой «временной» из моих книг, книге «Хроники заводной птицы»
Харуки Мураками, о которой я уже писал. Временное начало эксплуатируестся в ней до предела, ведь колонцифры смещаются на каждой странице так, чтобы создать мультипликационное движение по кругу, когда быстро листаешь страницы.
Круг - основная метафора, использованная в этом дизайне. Начиная от похожей на чертёж иллюстрации
Криса Уейра, состоящей в-основном из окружностей, и кончая расположенным по кругу акцидентным шрифтом на супере, переплёте, титуле и т. д., круговым фигурным набором выходных данных и колофона, и заключенными в окружность номеров глав и колонцифер, которые, к тому же ещё и вращаются вокруг разворота.
Почему круг? Пружина круглая, и заводной ключ вращается по кругу. Вот и всё. Решение чисто формальное, так же, как и фотография на супере, которая не имеет прямого отношения к содержанию книги.
Чип коллекционирует старые японские жестяные игрушки, и у него случайно оказалась эта заводная птичка 50-х годов. Птичка интересная, и
Джефф Спиар её монументально сфотографировал, но книга - совсем не про то.
В книге переплетается две основные темы: потеря и зло. Одинокий маленький человек, потерянный в большом современном городе, потерянная жена, потерянная связь, потерянный кот. Зло: аморфно-безликое зло, прячущееся за экраном монитора, зло, из-за которого пропадает жена рассказчика, и очевидное зло советских солдат-злодеев в сорок пятом. Много можно найти в этой книге, но заводной птицы вы в ней не найдёте. Странный поскрипывающий звук неизвестного происхождения, навевающий тоску, похожий на её голос, проскальзывает несколько раз и, очевидно, служит источником названия.
Бестелесный звук служит неясной метафорой горя в нашем жестяном, поскрипывающем мире. Яркая, живая, весёленькая игрушка на супере донельзя конкретизирует литературную метафору и полностью противоречит ей по настроению. Изобразительная метафора круга, повторяющаяся в макете, как бы настаивает на буквальном прочтении названия и всё дальше уводит от настоящего содержания книги.
Решение дизайна - беззастенчиво формалистское. Тут нет глубоких концепций, но есть игра формы. Детская игра. Странное наложение комиксоподобного чертежа на фото, сопоставление его с текстом, сумасшедшие колонцифры и многое другое в облике книги скорее служит контрапунктом к ее содержанию, и на удивление его дополняет. Необъяснимым образом множество частей собрались в одно целое и держатся вместе. Как-то всё заводится и работает.
Что сказал бы на это Фаворский?
Когда бы грек увидел наши игры...
(Начало)
You can watch this video on www.livejournal.com