Очень Заводная птица

Jul 03, 2009 15:41


По словам Владимира Андреевича Фаворского, «Книга это, с одной стороны, - техническое приспособление для чтения литературного произведения; с другой стороны, она есть пространственное изображение литературного произведения. В этом книга очень похожа на архитектуру - и здание строится для жилья, для практического использования, но тем не менее становится искусством, а верней - не тем не менее, а тем более, так как и в книге и в архитектуре функция не мешает, а помогает, дает стимул для пространственного пластического оформления. Сходство между архитектурой и книжным искусством мы находим и в том, что и архитектурный памятник и книгу мы воспринимаем во времени. Книга, являясь пространнственным произведением, изображающим литературное произведение, естественно располагает свои элементы во времени, организуя наше движение, ведя нас согласно содержанию книги от момента к моменту.» (Фаворский В. А., «О графике, как об основе книжного искусства», «Искусство книги», Москва, 1961, стр. 60)

Любая книга воспринимается во времени, и её чрезвычайно тяжело оторвать от него, так же как её тяжело оторвать от объёма, фактуры и вещности. Книга, вопроизведённая в другой книге в виде разворотов сохраняет компоновку листа, но теряет и временное, и пространственное, и осязательное свойства.

Сказанное о репродукции, воспринемаемой посредством краски отпечатанной на бумаге, тем более относится к репродукции, воспринимаемой через светящиеся точки на экране монитора. Книга в интернете теряет последние частицы материальности и превращается в бесплотную тень.

Именно поэтому я так не люблю показывать в интернете свои книги.

Недавно мне пришла в голову такая мысль: что, если воспользоваться интернетом для того, чтобы вернуть книге, хотя бы отчасти, её временное начало? Если раньше снимать кино было тяжело, и вряд ли кому-либо приходило в голову снимать кино о книге, то теперь снимать видео и показывать его всему свету стало проще простого. На моём Маке есть встроенная камера, нажал кнопку - и готово. Кто знает, не исключено, что теперь кино о книге станет новым жанром.

Я решил начать с самой «временной» из моих книг, книге «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, о которой я уже писал. Временное начало эксплуатируестся в ней до предела, ведь колонцифры смещаются на каждой странице так, чтобы создать мультипликационное движение по кругу, когда быстро листаешь страницы.

Круг - основная метафора, использованная в этом дизайне. Начиная от похожей на чертёж иллюстрации Криса Уейра, состоящей в-основном из окружностей, и кончая расположенным по кругу акцидентным шрифтом на супере, переплёте, титуле и т. д., круговым фигурным набором выходных данных и колофона, и заключенными в окружность номеров глав и колонцифер, которые, к тому же ещё и вращаются вокруг разворота.

Почему круг? Пружина круглая, и заводной ключ вращается по кругу. Вот и всё. Решение чисто формальное, так же, как и фотография на супере, которая не имеет прямого отношения к содержанию книги. Чип коллекционирует старые японские жестяные игрушки, и у него случайно оказалась эта заводная птичка 50-х годов. Птичка интересная, и Джефф Спиар её монументально сфотографировал, но книга - совсем не про то.

В книге переплетается две основные темы: потеря и зло. Одинокий маленький человек, потерянный в большом современном городе, потерянная жена, потерянная связь, потерянный кот. Зло: аморфно-безликое зло, прячущееся за экраном монитора, зло, из-за которого пропадает жена рассказчика, и очевидное зло советских солдат-злодеев в сорок пятом. Много можно найти в этой книге, но заводной птицы вы в ней не найдёте. Странный поскрипывающий звук неизвестного происхождения, навевающий тоску, похожий на её голос, проскальзывает несколько раз и, очевидно, служит источником названия.

Бестелесный звук служит неясной метафорой горя в нашем жестяном, поскрипывающем мире. Яркая, живая, весёленькая игрушка на супере донельзя конкретизирует литературную метафору и полностью противоречит ей по настроению. Изобразительная метафора круга, повторяющаяся в макете, как бы настаивает на буквальном прочтении названия и всё дальше уводит от настоящего содержания книги.

Решение дизайна - беззастенчиво формалистское. Тут нет глубоких концепций, но есть игра формы. Детская игра. Странное наложение комиксоподобного чертежа на фото, сопоставление его с текстом, сумасшедшие колонцифры и многое другое в облике книги скорее служит контрапунктом к ее содержанию, и на удивление его дополняет. Необъяснимым образом множество частей собрались в одно целое и держатся вместе. Как-то всё заводится и работает.

Что сказал бы на это Фаворский? Когда бы грек увидел наши игры...

(Начало)

 

image You can watch this video on www.livejournal.com

книга, Крис Уейр, Миша Белецкий, geoff spear, Джефф Спиар, дизайн, chris ware, chip kidd, misha beletsky, book design, Чип Кидд

Previous post Next post
Up