Когда сбываются мечты, это не может не радовать. Вот в середине октября сбылась моя давняя мечта - снова оказаться в Суздале. В Суздале я бывала и раньше, и не однократно в школьные и студенческие годы. И было как то все скучно, серо, однообразно. Но я всегда знала, что так быть просто не может. Суздаль не может не понравиться, это какая-то нелепая ошибка. И вот почти тринадцать лет я ждала этой встречи. Знаете, это как в отношениях между людьми иногда возникает какая-то трещина, и тогда нужно дать друг другу еще один шанс и начать все с начала. Так и здесь. Попросив водителя высадить меня сразу при въезде в город, я заново начала знакомиться с Суздалем.
Первыми радушный прием мне оказали небольшие Знаменская и Ризположенская церкви с высокой колокольней между ними. На месте расположения церквей в XIII веке был женский Введенский монастырь, который был сожжен во время нашествия Батыя. В XVII веке здесь была деревня Пинаиха с двумя деревянными рублеными церквями. Сюда в конце XVII - начале XVIII века по велению митрополита Иллариона была перевезена Знаменская церковь, стоявшая на торговой площади, а в 1749 году на ее месте и была построена нынешняя «летняя» каменная церковь. «Зимняя» церковь Положения Риз Божией Матери, расположенная чуть севернее Знаменской, появилась здесь несколькими десятилетиями позже в 1777 году на средства местных купцов Зубковых.
Зайдя за церкви, сквозь паутину голых веток, я увидела сверкающий в лучах осеннего солнца шпиль еще одной церкви. К ней я и направилась дальше. Перейдя по небольшому узкому мостику спрятанную в густых камышах речку Мжару, я оказалась на открытом поле. Впереди виднелась заветная цель - храмовый комплекс в Михалях.
Кстати само поле оказалось не таким уж простым - все, сплошь, могильные курганы XII-XIII веков. Отсюда и объяснение моей «игры в прятки» с комплексом: по мере моего приближения, неровная поверхность поля то почти прятала от меня церкви, то открывала всю территорию во всей красе. Скажу сразу, к Епархиальной школе (а так точно называется весь комплекс) с церквями Архангела Михаила, Фрола и Лавра и Александра Невского я подошла не с той стороны (лучше это сделать со стороны окружной дороги, с улиц Колхозная или Михайловская). Поэтому, обойти всю ограду по периметру и попасть на территорию, у меня не было времени. Но то, что мне удалось увидеть, меня нисколько не разочаровало. Сделав несколько кадров через ограду, я направилась в обратный путь.
Пейзажи, которые до этого времени находились за моей спиной, поражали своей красотой. Разноцветные домики, купола и шпили церквей и колоколен в окружении осени - все как ожившие акварельные картины.
Вернувшись на главную улицу города, я направилась в сторону центра. Дойдя до гостиничного комплекса «Пушкарская слобода», я свернула на одноименную улицу. Отсюда, с правого берега реки Каменка открывается замечательный вид на центральную часть города и музей Деревянного зодчества. Сделав несколько кадров, я направилась в музей.
Музей Деревянного зодчества - это уникальное собрание деревянных строений прошлых столетий чудом уцелевших до наших дней, привезенных со всего суздальского района. Собранные в небольшую деревню всевозможные постройки от амбаров и крестьянских домов до ветряных мельниц и церквей, рассказывают посетителям не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян.
Прогулявшись по территории музея и заглянув в крестьянские избы и Воскресенскую церковь из села Потакино, я направилась к Борисоглебской церкви расположенной по соседству. Высокая из розового кирпича с простым белокаменным декором церковь середины XVIII века, очень сильно отличается от остальных суздальских церквей. Все дело в московском барокко, именно в этом стиле построена церковь. Стройность общему объему придает четырехгранная колокольня с большими проемами звонницы, увенчанная длинным шпилем-иглой. Все-таки как не крути, а русские церкви красивы даже в таком состоянии.
От Борисоглебской церкви я направилась к пешеходному мосту через Каменку, дабы перебраться на ту сторону и прогуляться по территории Кремля. Но стоя на мосту и любуясь белоснежной Ильинской церковью, я изменила свой маршрут. Я поспешила к ней, попутно останавливаясь на берегу и любуясь новым пейзажем с участием Кремля и его отражениями в реке.
Ильинская церковь, построенная в 1744 году на высоком холме над Каменкой, благодаря такому расположению, является наверно одной из хорошо заметных церквей Суздаля. Ее не скрывают ни деревья, ни какие другие постройки.
От подножия холма простирается заливной Ильинский луг, перейти которой я решилась уже в компании сопутешественника Льва. Вначале нашего перехода, конечно, закралась такая мысля: а что если, пройдя большую часть пути окажется что луг залит, и придется возвращаться назад? И наши опасения частично оправдались. Когда до «большой земли» оставалось метров 15-20, показалась вода… и аккуратно уложенные деревянные мостки, пройдя по которым мы таки остались сухими и невредимыми, да еще и запечатлели красивые пейзажи.
Выйдя на дорогу, мы пошли вверх по ул. Шмидта к церкви Тихвинской иконы Божией Матери (конец XVII века). Небольшой четверик, увенчанный главкой на высоком стройном барабане - это единственное что осталось от древнего Алексеевского монастыря.
От одиноко стоящей церкви мы направились к Покровскому женскому монастырю по одноименной улице. У монастыря нас встретили церкви Петропавловская и Никольская. Большая о пяти главах Петропавловская церковь построена в 1694 году по заказу митрополита Иллариона для Покровского монастыря и должна была полностью вписаться в его ансамбль. В тени большой Петропавловской церкви стоит совсем крошечная Никольская, 1712 года постройки (вот честно не знаю как так получилось, но фото этой церкви у меня нет, хотя точно помню, что фотографировала). Вы наверное заметили, что большинство суздальских церквей парные - бок о бок стоят летний и зимний храм. Так вот такое парное строительство началось как раз с возведения этой зимней Никольской церкви.
Сделав пару снимков, мы направились в Покровский монастырь.
Покровский монастырь был основан в 1364 году на низком берегу Каменки князем суздальским и нижегородским Андреем Константиновичем. Первоначально он был деревянным и по тем временам достаточно скромным. Расцвет монастыря пришелся на начало XVI века. С насильного пострига Соломонии Сабуровой супруги, царя Василия III ,он превращается в место ссылки знатных особ женского полу, попавших в немилость.
Архитектурный ансамбль монастыря не велик: Покровский собор с присоединенной двух пролетным арочным переходом шатровой колокольней, Зачатьевская трапезная церковь, Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью, судный дом, десяток-полтора однотипных деревянных изб, образующие целую улицу, да мощная каменная ограда. Об избах... Представьте себе, что до недавних времен на территории монастыря располагалась гостиница "Покровская", где отдыхающим было предложено комфортабельное проживание как раз вот в таких домиках, при этом остальные постройки уже были возвращены церкви. В 2008 году владельцы гостиницы подарили монашеской общине домики и покинули стены монастыря. Сейчас в домиках располагаются кельи и приют для девочек.
От женского Покровского монастыря мы направились к мужскому Спасо-Ефимиеву монастырю, расположенному на противоположном высоком берегу реки Каменки. Построенный в 1352 году князем Константином Васильевичем, тогда еще за пределами городской черты, монастырь был наделен еще и оборонительной функцией.
По сравнению с предыдущем монастырем территория этого просто огромна. За мощными стенами с двенадцатью башнями спрятался обширный монастырский комплекс, ныне существующий как музей. Все мои предыдущие (исключительно зимние) поездки в Суздаль со школьными и студенческими экскурсиями ограничивались как раз посещением монастыря, как музея с его различными экспозициями и Суздальского Кремля. Поэтому на этот раз мы приобрели самый обычный входной билет и без суеты прогулялись по территории. Но всем все же рекомендую посетить Спасо-Преображенский собор с его потрясающей настенной росписью и акустикой (в соборе проводятся хоровые выступления), обязательно послушать колокольный звон, посетить экспозицию тюремного корпуса. За несколько десятилетий успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, Спасо-Ефимиев монастырь получил славу одной из самых жестоких тюрем России.
От монастыря мы вышли на главную улицу города, сделали пару снимков церкви Смоленской иконы Божией матери (1696-1706гг.), что приписана к Спасскому монастырю, и направились в сторону центра.
Немного отклонившись вправо от улицы Ленина мы оказались перед стенами одного из самых древних монастырей Суздаля - Ризоположенским (1207 год). Оказавшись на его территории, мы вначале не особо поняли где находимся. Кроме кирпичной ограды с башенками и виднеющейся впереди колокольни, на которую как оказалось можно подняться, мало что говорило о том, что это монастырь: огород, припаркованные машины рядом с покосившимися домиками с табличкой "Коммунальный городок", кирпичное трехэтажное здание, что-то полностью разрушенное и обуглишевшиеся. В центре всего этого , напротив самой высокой колокольни города стоит Ризоположенский собор. Собственно владения монастыря ограничиваются только церковными постройками, остальные земли принадлежат городу. Кроме того, трехэтажное кирпичное здание, расположенное напротив храма, является гостиницей (помните, где-то это уже было). То, что полностью разрушено со следами гари - это Трапезная Сретенская церковь.
Покидали мы монастырь через парадные Святые ворота.
Времени до отправления оставалось чуть больше часа, а до Кремля я по прежнему еще не добралась. Нужно было срочно это исправлять. Движение свое я продолжала по улице Старой, где по левую руку расположились Лазаревская и Антипьевская церкви и яркая нарядная колокольня. Вначале может показаться, что церковь здесь одна - Лазаревская. Построенная в второй половине XVII века, она положила начало строительству пятиглавых посадских церквей Суздаля. Кроме того при ее строительстве впервые были использованы изразцы в декорировании фасадов. Красивая цветная колокольня с типичным для суздальского зодчества вогнутым шатром, принадлежит рядом стоящей крошечной Антипьевской церкви (как вы наверное уже догадались зимней), построенной почти веком позже в 1745 году.
Пройдя по галерее торговых рядов и попутно запечатлев пятиглавую Входо-Иерусалимскую церковь 1707 года основания, я оказалась на шумной пешеходной Кремлевской улице, на которой, как и раньше велась бойкая торговля сувенирами.
Оказавшись на ней в пределах древних земляных валов, я уже официально находилась на территории Суздальского Кремля. Правда, в узком понимании Кремлем принято считать Рождественский собор, колокольню и Архиерейские палаты. Даже находящаяся в непосредственной близости от Рождественского собора деревянная Никольская церковь 1766 года, привезенная сюда из с. Глотово Юрьев-Польского района, относится к музею Деревянного зодчества, что находится по ту сторону реки Каменки.
Но вернемся к Кремлю. Собственно логично было бы начать прогулку по городу именно с Кремля, но маршрут у меня получился несколько иной. Рождественский собор является самой старой постройкой Суздаля. По преданию он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы первой христианской церкви в Суздале. Но из-за несоответствия строительного материала и размеров храма, примерно через полвека собор начал разрушаться. Строительство нового собора уже из более крепкого материала началось в 1222 году, а по его завершению в 1225 году собор был переосвящен в Богородице-Рождественский. Простояв чуть больше двух веков, храм частично сгорел в 1445 году во времена набегов казанского хана. Восстановления пришлось ждать очень долго - почти целый век. При царе Василии III, стены собора разбираются до аркатурного пояса и надстраиваются заново, завершая всю постройку пятью главами. Именно в таком виде с незначительными перестройками собор сохранился до наших дней.
Стоящая напротив собора шатровая колокольня 1635 года постройки, ничуть не уступает ему в размерах: массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. К концу XVII века на колокольне появились часы с боем. Еще на протяжении нескольких лет колокольня расширялась, были устроены два предела, построена алтарная часть, а еще позже она была соединена галереей с Архиерейскими палатами.
Архиерейские палаты представляют собой сложный комплекс некогда стоящих отдельно различных построек, объединенных при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. В состав палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и домовая епископская трапезная церковь.
Сфотографировав комплекс с вала, я вышла за пределы Кремля и направилась в сторону Торговой площади. Не доходя до нее, я свернула на улицу Лебедева и направилась в сторону Никольской и Христорождественской церквей. Построенная в 1720 году Никольская церковь - первой возродила каменное строительство после крупного пожара 1719 года. Это «летний» храм, основной кубический объем которого украшен просто и очень изящно. Чего нельзя сказать о колокольне. Декор всей колокольни очень богат и изобилует всевозможными архитектурными элементами. Кроме того, колокольня является подлинным шедевром суздальского зодчества, дошедшим до нас в первозданном виде.
Христорождественская церковь, построенная спустя полвека по классической схеме суздальских «теплых» храмов, по своей форме мало чем отличается от Антипиевской или Никольской (что возле Покровского монастыря) церквей. Кирпичное здание состоит из двух прямоугольных объемов разной высоты, с двускатной кровлей. Венчает церковь небольшая главка на тонком резном барабане, придающая ее внешности ощущение высоты и стройности.
Вернувшись обратно и покинув территорию укрепительных валов, я нырнула в один дворик - к церкви Иоанна Предтечи. Построенная примерно в тоже время, что и Никольская, в 1720 году, она сильно от нее отличается. Основной объем храма практически лишен убранства. Пристроенная к крыльцу колокольня, имеющая одинаковую высоту с храмом, казалась бы очень массивной и тяжелой, если бы не ее арочная опора.
Выйдя обратно на Кремлевскую улицу, я практически оказалась на торговой площади. Слева здание торговых рядов со всевозможными вывесками ресторанчиков, магазинчиков, впереди белокаменная Воскресенская церковь с колокольней, купола и шпили других церквей. Это наверно самый известный вид Суздаля. Построенная после того же пожара на средства посадских купцов, Воскресенская церковь практически не имеет какого либо декора. Составляющая ей пару зимняя Казанская церковь 1739 года (ее хорошо видно с другого ракурса) так же достаточно аскетична в своем убранстве. Кроме того церковь неоднократно перестраивалась, поэтому никаких сведений о ее первоначальном облике не сохранилось.
Но вот в принципе и все, на этом вполне можно было остановиться. Но у меня в запасе есть еще целых 15 минут, а это не мало. Перейдя улицу Ленина на другую сторону, я направилась к Цареконстантиновской и Скорбященской церквям. Как и все парные церкви Суздаля, эти построены со значительной разницей во времени и сильно отличаются друг от друга. Белые стены Цареконстантиновской церкви (1707 год) богато украшены кокошниками, «дыньками» и резными наличниками на окнах. В начале XIX века к храму был пристроен круглый притвор в классическом стиле, который, несмотря на столь очевидную разницу в стилях, искусно дополняет основной объем. Скорбященская церковь 1750 года постройки, вполне традиционна для зимних церквей - разновеликий основной объем храма с поскатной крышей и стройная колокольня с вогнутым шатром.
Сфотографировав церкви, я направилась к автобусу, который должен был находиться на главной улице города в районе торговых рядов. Но, так как он стоял чуть дальше, ближе к Ризоположенскому монастырю, я успела познакомиться еще и с Кресто-Никольской церковью. Построенная в конце XVIII века, церковь надежна спрятана за еловыми деревьями, так что разглядеть ее можно только с улицы Старая. Но времени, что бы обойти церковь уже не было.
Сделав еще пару кадров Лазаревской и Антипиевской церквей практически со ступенек автобуса и дождавшись полной загрузки транспортного средства, мы отправились в Москву.
Фотографии из поездки можно посмотреть в
нашем альбоме.