Leave a comment

Comments 6

lelik74 June 14 2011, 10:53:19 UTC
Там ссылка есть на Карла Цейса - тоже интересное.

Reply

mcmurphy June 14 2011, 10:59:03 UTC
Да, читал. Много думал.
Теперь думаю, как бы первоисточник почитать, если есть в сколь-нибудь понятной форме.

Reply

lelik74 June 15 2011, 09:03:04 UTC
Да, его теория многое обьясняет, шашни власти с религией например.
Если найдёшь чё почитать по теме - черкни мне.

Reply


taganay June 14 2011, 13:39:11 UTC
Не укладывается в исторические факты. Египтяне в дельте Нила достигли офигительного даже по нынешним меркам уровня кооперации, когда предки славян били другу друга по башке дубинами. Финикийцы с их алфавитом и географическими открытиями, греки и римляне, заложившие основы современной западной цивилизации - все жили в благодатном климате. С другой стороны, от суровых викингов не так уж и многое осталось, а всякие чукчи с алеутами - так те вообще на грани исчезновения. Хотя, казалось бы, условия для кооперации - идеальные: климат такой, что в одиночку сдохнешь за сутки.
Есть теория, что кооперацию у нации вырабатывает наличие близкой границы с чуждой цивилизацией (например, Русь зародилась на границе лесной и степной цивилизаций). Есть хорошая книга на эту тему: War and Peace and War: The Life Cycles of Imperial Nations (Peter Turchin). - автор детально разбирает, как нация кристаллизуется на почве совместного отражения внешней угрозы, как потом она отодвигает границу внешней угрозы далеко от центра и вследствии этого в центре нации ( ... )

Reply

mcmurphy June 14 2011, 18:17:31 UTC
Ну, в статье речь вообще-то не о способности общества создавать чудеса света или нести/насаждать миру свои ценности.
Это можно прекрасно делать и в обществе, построенном на "homo homini lupus est".
Речь идет о других вещах: коллективизме, взаимопомощи, доверии друг к другу. Северные народы без этих качеств исчезли бы раньше, чем о них успели бы узнать. :)

С тем, что чуждая цивилизация по соседству является хорошим стимулом к кооперированию, согласен.

Reply

taganay June 14 2011, 20:20:09 UTC
о способности общества создавать чудеса света или нести/насаждать миру свои ценности.
Это можно прекрасно делать и в обществе, построенном на "homo homini lupus est".
Нет, нельзя. Как только в обществе заканчивается внутренняя кооперация, ни о каком насаждении миру ценностей речи идти не может. Кортес с несколькими сотнями головорезов разгромил империю инков именно потому, что у тех как раз начался разброд и никто не хотел умирать за какого-то высшего инку. То же самое было и при завоевании Ермаком Сибири: несколько сотен казаков громили тысячные армии.
Северные народы без этих качеств исчезли бы раньше, чем о них успели бы узнать.
Да не было у северных народов никакой взаимопомощи на уровне выше родовой общины - они даже до племен не дошли. Они там все время друг с другом воевали: чукчи с юкагирами, каряками и эскимосами, юкагиры и каряки с чукчами, между собой и с тунгусами и т.д. Причем на уровне общины воевали достаточно хорошо: русским приходилось нелегко при освоении Чукотки, несмотря на технологическое преимущество (то же самое ( ... )

Reply


Leave a comment

Up