Остатки Восточной Пруссии

Oct 31, 2014 17:07










Калининградская область, которая ещё 70 лет назад была частью Германии, мало чем отличающейся от основной территории страны, честно говоря, сейчас представляет собой весьма печальное зрелище. Не самая приятная (хотя и не самая бедная) российская провинция резко контрастирует с окружающими прибалтийскими странами и Польшей. Это касается и курортов (после того, как побывал на литовской части Куршской косы, едва ли захочется ехать на российскую), и общей неухоженности (взять хотя бы полуразвалившиеся набережные реки Преголи в Калининграде с трёхметровыми колодцами без крышек, куда я в 2008 году чуть не провалился), и пробок, и огромного количества рекламы и уродливых новостроек в сочетании с заброшенными полями и общественным транспортом на уровне Африки.
Пожалуй, из регионов России Калининградская область в наибольшей степени напомнила мне Приморский край - та же дороговизна, обилие рекламы и безвкусной застройки в сочетании с жуткими пробками, недостатком общественных пространств и общественного транспорта. Плюс огромный слабо реализованный рекреационный потенциал. И всё это на фоне богатых и динамичных соседних государств.
Но особенную изюминку, пикантность удручающему состоянию Янтарного края придают многочисленные остатки его прусского прошлого. Их много и в столице региона, и в сельской местности; сложно проехать хотя бы десять километров, не увидев какой-нибудь кирхи или старого замка - чаще всего в виде руин. Эти здания, а также прусские мощёные булыжником дороги, частично заброшенная железнодорожная сеть региона - всё это даёт представление о том, как выглядела как эта земля при немцах и как она выглядит сейчас.







В самом Калининграде немецкого наследия не так уж много - в центре всё разбомбили, а руины снесли; впрочем, ближе к окраинам встречаются целые районы немецких коттеджей. Но, так или иначе, гораздо больше старой застройки в малых городах области, особенно в Советске, бывшем Тильзите. Но там застройка преимущественно XIX и первой половины XX века, а за более древними образцами стоит ехать на юг и юго-восток области - в максимально возможную для этого региона глушь. Место, где лучше всего сохранились средневековые здания - это посёлок городского типа Железнодорожный




Посёлок расположен, по калининградским меркам, далеко от региональной столицы - в 70 километрах.




Видимо, ещё в XIX веке Гердауэн был восточнопрусской глубинкой,из-за чего здесь уже тогда практически небыло новых зданий.




Война его не затронула совсем, как не затронуло и советское промышленное и массовое жилищное строительство.




Единственное военное разрушение, по словам местных жителей, произошло, когда - уже после конца войны - на главную площадь городка выехал пьяный советский танкист и стал стрелять по старинным фахверковым домам.




Вполне естественно, что с советским хозяйствованием разрушенное не восстановили, а впоследствии, когда советское хозяйствование сменилось российским, начало разрушаться и всё остальное.




Но кое-что сохранилось - вот, например, отдельные куски главной площади:







Говорят, что годов до 70-х фонтан украшала немецкая скульптура лебедей.
Кроме того, более-менее дошли до нашего времени пара старых улочек:













Неизменная кирха:




Более поздние немецкие спальные районы:




Железнодорожная станция - сейчас практически бездействующая:







Как-то так.


Северо-Запад, лето, Калининградская область, старый город, Россия, Германия, Прибалтика, Речь Посполитая-2014, руины, 2014, большое путешествие

Previous post Next post
Up