2.
3.
4.
Шахты - центр российской части Донбасса (Восточного Донбасса) и всё ещё один из крупнейших городов Ростовской области. Дело в том, что в российской части угольного бассейна спад добычи за последние 20 лет был больше, чем в украинской, где этого не произошло во многом благодаря государственным субсидиям и поддержке неэффективных угледобывающих предприятий. В российской части Донбасса сейчас работает лишь 6 шахт из 64, работавших в конце 1980-х годов, и город Шахты (который неслучайно так называется) в связи с этим последние десятилетия переживает серьёзный экономический и демографический спад. Из позитивного об этом городе я слышал, что в рамках модернизации экономики здесь был открыт Ростовский электрометаллургический завод, и что предприятия лёгкой промышленности, созданные в 60-е - 70-е годы для увеличения занятости шахтёрских жён, всё ещё работают. Но, конечно, это не могло компенсировать в моих глазах тот факт, что Шахты стали первым российским городом, в мирное время избавившимся как от трамвая, так и от троллейбуса (в 2007 году) :)
Так или иначе, я представлял угольную столицу юга России как мрачную, неухоженную дыру, в сравнении с которой самые глухие закоулки Новочеркасска могут показаться Европой. То есть нет, в центре Шахт, по моему представлению, должны были быть остатки центра в сталинском стиле; ещё, согласно интернету, там должен был быть запущенный парк ещё дореволюционных времён площадью ровно один квадратный километр; и всё.
К счастью, всё оказалось не совсем так.
5.
То есть, когда я приехал из Новочеркасска на электричке и вышел на платформе 1338 км (на одну остановку раньше собственно станции Шахты), то мои ожидания примерно подтвердились - холмы, сады, череда посёлков с редкими пятиэтажками:
6.
(1338 км - это платформа на юго-западной периферии города, всего в паре километров от центра)
Окрестности Шахт с терриконами:
7.
Диссонанс - необычно, по-восточному монументальное кладбище:
8.
А потом уже начался небольшой разрыв шаблона - улица как в любой уважающей себя дыре, но дома больше как в пригороде Ростова-на-Дону или как в самом Ростове:
9.
Дальше - больше, прошёл пару кварталов и всё уже выглядит как необычно благоустроенная донская деревня:
10.
Окружающий пейзаж становится всё более городским.
11.
Появляются даже тротуары.
Ну, вот тут, на городской полупериферии, мне показалось что вот они, те Шахты, которые я ожидал увидеть и что примерно так дальше и будет:
12.
Дороги только всё же какие-то подозрительно хорошие.
13.
Но буквально через квартал начался центр, и я удивился:
14.
Хотя местами всё равно, конечно, как я ожидал:
15.
А местами ещё хуже, но в другую сторону - Sochi style:
16.
Потом я направился в Александровский парк, который действительно оказался весьма заброшен:
17.
И со спущенным прудом:
18.
Но довольно ухоженным в центральной части:
19.
Из парка я попал прямо на пешеходную улицу Шевченко, где внезапно почувствовал себя в областном центре южной России с населением тысяч 400 человек, а совсем не в депрессивном, пусть и крупном (260 тыс. чел.) шахтёрском райцентре:
20.
Вышел на главную улицу Советскую:
21.
А потом на главный проспект Победа Революции (именно в такой форме):
22.
И ощущение - будто ты опять где-нибудь в Ростове.
Думаю описывать дальше свои лично субъективные впечатления от шахтёрского города Шахты не имеет смысла - по мере моего продвижения от центра к станции Шахты, раскинувшейся в паре километров севернее, смена впечатлений происходила ровно в обратном порядке.
Расскажу теперь просто о городе.
Думаю, это специфика крупных шахтёрских городов, по сути, состоящих из десятков отдельных посёлков и городков при отдельных шахтах: есть небольшой центр с регулярной планировкой, состоящий в основном из сталинской застройки с вкраплениями брежневской архитектуры (кварталов 5-7 в поперечнике):
23.
24.
25.
Есть довольно приличная полупериферия (в основном многоквартирные дома 60-х годов и моложе, есть и частный сектор):
И есть окраины, которые занимают большую часть города (частный сектор):
Центров и полупериферий обычно несколько, иногда они сливаются, но чаще пространство между ними занято этими окраинами из частного сектора, где только главные улицы асфальтированные, тротуар можно встретить редко и вообще сложно понять что ты не в деревне.
Одна и та же улица Ленина в Шахтах, в центре:
26.
Она же через 500 метров, на полупериферии:
27.
Она же ещё через 500 метров, на окраине, которая на второстепенных улицах начинается уже в километре от центральных площадей:
28.
Предположу, что в советское время контраст между центром и периферией не был столь значителен, но суть была та же.
Таким образом, шахтёрские города представляют очень контрастны: в центре кажется, что ты в городе гораздо более крупном и ухоженном, чем он есть на самом деле, на полупериферии - что ты именно в таком городе, в каком находишься, на периферии - что ты в какой-то бедной сельской местности.
По этим кадрам, снятым с 12 кажется этажа престижного дома брежневского времени в самом центре города, можно наглядно представить себе городскую структуру:
29.
Тут где-то между центром и полупериферией расположился целый многоэтажный спальный район:
30.
Тут уже можно вернуться к самим Шахтам и сказать, что особую прелесть городскому центру придают бульвары, которых тут примерно столько же, сколько обычных улиц. В центре они приятны:
31.
А когда заходят на окраину, то думаешь, что лучше бы они туда не заходили:
32.
А на главных улицах подальше от центра бульварная часть незаметно превращается в газон-разделитель:
33.
Очень приятная пешеходная улица Шевченко не совсем бульвар, но зелёная:
34.
35.
Такой приличной пешеходной зоной может похвастаться и не каждый российский город-миллионник.
36.
На ней даже можно найти дореволюционные здания (пусть и порой немного перестроенные) - ведь Шахты сначала под таким же именем, потом под именем Александровск-Грушевский существовали с начала XIX века:
37.
Примерно посередине пешеходной зоны - типовой ДК, в котором сейчас театр (а ведь не каждый райцентр даже с 200-тысячным населением может похвастаться таким учреждением культуры):
38.
Немного диссонирует с почти столичным лоском улицы Шевченко диковатая рекламная конструкция, напомнившая мне о Димитровграде Ульяновской области - самом рекламном из виденных мною российских городов:
39.
На южном конце пешеходной зоны, на площади 40-летия Победы - циклопический монумент:
40.
Кроме бульваров и зелени на улицах, в центре Шахт немало маленьких уютных скверов:
41.
Такие главные улицы города, как я уже говорил выше, были бы уместны и в Ростове-на-Дону:
42.
43.
Застройка в основном сталинская и постсталинская (вторая половина 50-х годов), но встречаются и здания последующих десятилетий, довольно приятные на вид:
44.
Видимо они строились как элитные по тем временам и уплотняли уже существовавшую застройку.
Многоэтажных новостроек в Шахтах не видно совсем - как ни крути, от экономического упадка всё же никуда не денешься.
Одна из главных площадей с нашим национальным символом:
45.
Даже дворы в центре местами почти столичные на вид:
46.
Из прочих достопримечательностей центра - прекрасный, аутентичный бюст знаменитого шахтёра по фамилии Чих:
47.
Что ещё есть? Александровский парк (куда можно войти непосредственно с пешеходной улицы), большой, в центре ухоженный, по краям запущенный, он необычен и прекрасен только своей величиной:
48.
А, ну ещё своим позитивом:
49.
50.
51.
52.
А так - там есть всё обязательное для провинциального городского парка:
53.
54.
55.
И - чуть не забыл - Шахты считаются олимпийским городом. Действительно, концентрация олимпийских чемпионов тут значительно выше средней по стране.
56.
Отсутствие нормального общественного транспорта - признак того, что с городом не всё в порядке даже при таком прекрасном и уютном центре.
Концентрация маршруток поразительна:
57.
В отличие от маршруток (которые, увы, обычны и банальны у нас), ситуация с железнодорожным транспортом меня удивила. Железная дорога проходит довольно далеко от центра, между станцией Шахтная и центром лежат местами довольно трущобные районы частного сектора; обычно даже если железнодорожная станция на отшибе, то к ней ведёт одна из главных улиц.
Впрочем, сама станция в Шахтах на удивление соответствует своему положению на отшибе:
58.
Напоследок - немного лиц шахтинцев:
59.
60.
61.
62.
А меня после трёхчасового пребывания в неожиданно приятных Шахтах ждала следующая электричка на север - на этот раз в Каменск-Шахтинский.
<