Шахты

Oct 30, 2015 14:55






2.


3.


4.


Шахты - центр российской части Донбасса (Восточного Донбасса) и всё ещё один из крупнейших городов Ростовской области. Дело в том, что в российской части угольного бассейна спад добычи за последние 20 лет был больше, чем в украинской, где этого не произошло во многом благодаря государственным субсидиям и поддержке неэффективных угледобывающих предприятий. В российской части Донбасса сейчас работает лишь 6 шахт из 64, работавших в конце 1980-х годов, и город Шахты (который неслучайно так называется) в связи с этим последние десятилетия переживает серьёзный экономический и демографический спад. Из позитивного об этом городе я слышал, что в рамках модернизации экономики здесь был открыт Ростовский электрометаллургический завод, и что предприятия лёгкой промышленности, созданные в 60-е - 70-е годы для увеличения занятости шахтёрских жён, всё ещё работают. Но, конечно, это не могло компенсировать в моих глазах тот факт, что Шахты стали первым российским городом, в мирное время избавившимся как от трамвая, так и от троллейбуса (в 2007 году) :)
Так или иначе, я представлял угольную столицу юга России как мрачную, неухоженную дыру, в сравнении с которой самые глухие закоулки Новочеркасска могут показаться Европой. То есть нет, в центре Шахт, по моему представлению, должны были быть остатки центра в сталинском стиле; ещё, согласно интернету, там должен был быть запущенный парк ещё дореволюционных времён площадью ровно один квадратный километр; и всё.
К счастью, всё оказалось не совсем так.

5.


То есть, когда я приехал из Новочеркасска на электричке и вышел на платформе 1338 км (на одну остановку раньше собственно станции Шахты), то мои ожидания примерно подтвердились - холмы, сады, череда посёлков с редкими пятиэтажками:

6.


(1338 км - это платформа на юго-западной периферии города, всего в паре километров от центра)
Окрестности Шахт с терриконами:

7.


Диссонанс - необычно, по-восточному монументальное кладбище:

8.

А потом уже начался небольшой разрыв шаблона - улица как в любой уважающей себя дыре, но дома больше как в пригороде Ростова-на-Дону или как в самом Ростове:

9.


Дальше - больше, прошёл пару кварталов и всё уже выглядит как необычно благоустроенная донская деревня:

10.


Окружающий пейзаж становится всё более городским.

11.


Появляются даже тротуары.
Ну, вот тут, на городской полупериферии, мне показалось что вот они, те Шахты, которые я ожидал увидеть и что примерно так дальше и будет:

12.


Дороги только всё же какие-то подозрительно хорошие.

13.


Но буквально через квартал начался центр, и я удивился:

14.


Хотя местами всё равно, конечно, как я ожидал:

15.


А местами ещё хуже, но в другую сторону - Sochi style:

16.


Потом я направился в Александровский парк, который действительно оказался весьма заброшен:

17.


И со спущенным прудом:

18.


Но довольно ухоженным в центральной части:

19.


Из парка я попал прямо на пешеходную улицу Шевченко, где внезапно почувствовал себя в областном центре южной России с населением тысяч 400 человек, а совсем не в депрессивном, пусть и крупном (260 тыс. чел.) шахтёрском райцентре:

20.


Вышел на главную улицу Советскую:

21.


А потом на главный проспект Победа Революции (именно в такой форме):

22.


И ощущение - будто ты опять где-нибудь в Ростове.

Думаю описывать дальше свои лично субъективные впечатления от шахтёрского города Шахты не имеет смысла - по мере моего продвижения от центра к станции Шахты, раскинувшейся в паре километров севернее, смена впечатлений происходила ровно в обратном порядке.
Расскажу теперь просто о городе.
Думаю, это специфика крупных шахтёрских городов, по сути, состоящих из десятков отдельных посёлков и городков при отдельных шахтах: есть небольшой центр с регулярной планировкой, состоящий в основном из сталинской застройки с вкраплениями брежневской архитектуры (кварталов 5-7 в поперечнике):

23.


24.


25.


Есть довольно приличная полупериферия (в основном многоквартирные дома 60-х годов и моложе, есть и частный сектор):
И есть окраины, которые занимают большую часть города (частный сектор):
Центров и полупериферий обычно несколько, иногда они сливаются, но чаще пространство между ними занято этими окраинами из частного сектора, где только главные улицы асфальтированные, тротуар можно встретить редко и вообще сложно понять что ты не в деревне.
Одна и та же улица Ленина в Шахтах, в центре:

26.


Она же через 500 метров, на полупериферии:

27.


Она же ещё через 500 метров, на окраине, которая на второстепенных улицах начинается уже в километре от центральных площадей:

28.


Предположу, что в советское время контраст между центром и периферией не был столь значителен, но суть была та же.
Таким образом, шахтёрские города представляют очень контрастны: в центре кажется, что ты в городе гораздо более крупном и ухоженном, чем он есть на самом деле, на полупериферии - что ты именно в таком городе, в каком находишься, на периферии - что ты в какой-то бедной сельской местности.
По этим кадрам, снятым с 12 кажется этажа престижного дома брежневского времени в самом центре города, можно наглядно представить себе городскую структуру:

29.


Тут где-то между центром и полупериферией расположился целый многоэтажный спальный район:

30.


Тут уже можно вернуться к самим Шахтам и сказать, что особую прелесть городскому центру придают бульвары, которых тут примерно столько же, сколько обычных улиц. В центре они приятны:

31.


А когда заходят на окраину, то думаешь, что лучше бы они туда не заходили:

32.


А на главных улицах подальше от центра бульварная часть незаметно превращается в газон-разделитель:

33.


Очень приятная пешеходная улица Шевченко не совсем бульвар, но зелёная:

34.


35.


Такой приличной пешеходной зоной может похвастаться и не каждый российский город-миллионник.

36.


На ней даже можно найти дореволюционные здания (пусть и порой немного перестроенные) - ведь Шахты сначала под таким же именем, потом под именем Александровск-Грушевский существовали с начала XIX века:

37.


Примерно посередине пешеходной зоны - типовой ДК, в котором сейчас театр (а ведь не каждый райцентр даже с 200-тысячным населением может похвастаться таким учреждением культуры):

38.


Немного диссонирует с почти столичным лоском улицы Шевченко диковатая рекламная конструкция, напомнившая мне о Димитровграде Ульяновской области - самом рекламном из виденных мною российских городов:

39.


На южном конце пешеходной зоны, на площади 40-летия Победы - циклопический монумент:

40.


Кроме бульваров и зелени на улицах, в центре Шахт немало маленьких уютных скверов:

41.


Такие главные улицы города, как я уже говорил выше, были бы уместны и в Ростове-на-Дону:

42.


43.


Застройка в основном сталинская и постсталинская (вторая половина 50-х годов), но встречаются и здания последующих десятилетий, довольно приятные на вид:

44.


Видимо они строились как элитные по тем временам и уплотняли уже существовавшую застройку.
Многоэтажных новостроек в Шахтах не видно совсем - как ни крути, от экономического упадка всё же никуда не денешься.
Одна из главных площадей с нашим национальным символом:

45.


Даже дворы в центре местами почти столичные на вид:

46.


Из прочих достопримечательностей центра - прекрасный, аутентичный бюст знаменитого шахтёра по фамилии Чих:

47.


Что ещё есть? Александровский парк (куда можно войти непосредственно с пешеходной улицы), большой, в центре ухоженный, по краям запущенный, он необычен и прекрасен только своей величиной:

48.


А, ну ещё своим позитивом:

49.


50.


51.


52.


А так - там есть всё обязательное для провинциального городского парка:

53.


54.


55.


И - чуть не забыл - Шахты считаются олимпийским городом. Действительно, концентрация олимпийских чемпионов тут значительно выше средней по стране.

56.


Отсутствие нормального общественного транспорта - признак того, что с городом не всё в порядке даже при таком прекрасном и уютном центре.
Концентрация маршруток поразительна:

57.


В отличие от маршруток (которые, увы, обычны и банальны у нас), ситуация с железнодорожным транспортом меня удивила. Железная дорога проходит довольно далеко от центра, между станцией Шахтная и центром лежат местами довольно трущобные районы частного сектора; обычно даже если железнодорожная станция на отшибе, то к ней ведёт одна из главных улиц.
Впрочем, сама станция в Шахтах на удивление соответствует своему положению на отшибе:

58.


Напоследок - немного лиц шахтинцев:

59.


60.


61.


62.


А меня после трёхчасового пребывания в неожиданно приятных Шахтах ждала следующая электричка на север - на этот раз в Каменск-Шахтинский.

<

город, Абхазия+Юг России-2015, Шахты, Ростовская область

Previous post Next post
Up