Перейдём к моей любимой рубрике - транспорту.
3.
Начнём с нестандартной стороны, а именно с железной дороги.
4.
Станция Вологда, при всём изобилии товарных (транзитом на станцию Лоста) и пассажирских поездов (27 пар, из которых 12 следует на Ярославль и Москву, 5 на Киров и Урал, 17 на Котлас и Архангельск, 12 на Череповец и Санкт-Петербург - первое место на Севере и одно из первых мест за пределами столиц), крайне бедна электричками. В принципе, это беда всей Вологодской области - при относительном богатстве региона и неразвитости сети нормальных, круглогодично проезжих железных дорог этот регион один из тех, которые в наибольшей степени пострадали в результате обвального сокращения пригородных железнодорожных перевозок последних лет. При том, что магистральные железные дороги Вологодчины - которые все сходятся в областном центре - в целом совпадают с основными направлениями пассажирских перевозок, сейчас в Вологде осталось только 4 пары электричек в день (2 на юго-восток/Буй, по 1 на север/Вожегу и на запад/Череповец). Странно выглядит отсутствие пригородных поездов на юг, по относительно населённой местности на
Грязовец и
Данилов, ещё более странным, прямо-таки вопиющим - всего одна электричка на Череповец, который чуть больше Вологды и в 100 км западнее её. Поток между городами огромный, при таком расписании почти все едут на автобусах; при этом культурно-административную и экономическую столицы региона соединяет дорога неплохая, но всё же не скоростная и перегруженная.
Ну и на фоне десятков населённых пунктов, лишённых после отмены/сокращения электричек удобной транспортной связи с цивилизацией, совсем прекраснодушными и наивными выглядят размышления относительно потенциала электричек как городского транспорта Вологды - особенно на северном направлении, в сторону сторону Прилук и Спасо-Прилуцкого монастыря, куда направляется значительный (в том числе туристический) поток из основной части города, и где явный дефицит мостов через реку Вологду. По идее, на территории Вологды есть 9 станций и остановочных пунктов электропоездов, что указывает на то, что в прежние времена пригородные поезда больше использовались для поездок по городу - но за пределами вокзала сложно найти что-нибудь похожее на пассажирскую инфраструктуру, не говоря уже о расписании движения; нередко это просто табличка на столбе где-то посреди путей, и хорошо, если подход к ней не заблокирован товарными вагонами.
5.
А иногда вроде станция есть, и товарняк на пути не стоит, и табличка есть - а платформы нет.
6.
Это я просто пытался уехать из центра Вологды на электричке в Прилуки, а потом в соседний город Сокол.
7.
К слову, железная дорога пришла в Вологду в 1872 г. в виде узкоколейки со стороны Ярославля и Москвы, которая, в свою очередь, в 1898 г. была продолжена до Архангельска (позднее была перешита на широкую колею).
8.
А в 1905-1906 гг. через город прошла первая "стандартная" железная дорога Санкт-Петербург - Киров - Урал.
Неудивительно, что в условиях такого развала пригородного железнодорожного сообщения всё большую роль в пригородных и междугородних перевозках играют автобусы.
Впрочем, если откровенно, восток (
Тотьма,
Великий Устюг) и северо-запад (
Ферапонтово,
Вытегра)
Вологодской области никак не обеспечены железнодорожным транспортом.
Но, так или иначе, количество автобусов на вологодском автовокзале впечатляет.
9.
Надо ещё учесть, что расстояния в регионе может и не настоящие северные, но уже и не среднерусские - до самых дальних пунктов автобус может идти часов 8.
10.
Почти экзотика - в небольшой Вологде функционирует аэропорт. Правда, улететь из него можно только в Москву и в Питер.
11.
Теперь что касается городского уличного общественного транспорта.
12.
Основой местной транспортной системы и сейчас можно считать троллейбус.
13.
Он появился в городе сравнительно поздно - в 1976 году, когда во всех окрестных крупных городах, включая районный центр Череповец, уже действовал электротранспорт.
14.
Как это часто бывало, троллейбусную линию строили не просто так, а "в комплексе": она связала центр города с новым Вологодским подшипниковым заводом и спальными микрорайонами вблизи него.
15.
Пассажиропоток - 38 тыс. человек в сутки, что, впрочем, не так уж мало для системы такого размера (51-е место в стране по пассажиропотоку).
16.
Но за последние 20 лет доля троллейбуса в городских пассажирских перевозках снизилась с 50 до 10%.
17.
Такое снижение доли общественного транспорта в пассажирских перевозках - общероссийская тенденция, но в Вологде особенно значительным было и падение значения троллейбуса относительно автобуса.
18.
Сейчас общая длина вологодских троллейбусных линий - всего 22 км (63-е место из 83 отечественных троллейбусных систем), действуют 3 маршрута.
19.
Да, городская троллейбусная сеть никогда не была велика, но ведь и сама Вологда относительно компактна.
20.
И троллейбус охватывает основную часть города, соединяя многие крупные пассажирообразующие узлы - вокзал, центр, спальные микрорайоны юго-запада, некоторые районы промзоны.
21.
Основа системы (а с недавних пор - вся система) - две линии: Пошехонское шоссе - Вокзал - Центр - Заречье (север - юг) и Льнокомбинат - Центр - юго-западные микрорайоны (юго-восток - юго-запад).
22.
Редкий случай, но более загруженная линия - не та, которая мимо вокзала,
23.
А вторая, которая в юго-западные микрорайоны.
24.
Единственный крупный район, который троллейбус никогда не обслуживал - это восточная, новая часть Заречья, примыкающая к порту (Фрязиново); вторая линия в Заречье через мост 800-летия Вологды не доходила нескольких кварталов до новой части Фрязинова, да и та была закрыта в 2013 г. из-за "низкого пассажиропотока". Забавно, что именно эта линия была первой в заречной части города - прямую связку через Октябрьский мост открыли уже после 1989 года.
Чуть раньше была закрыта короткая линия от улицы Герцена до посёлка Льнокомбината (юго-восток города).
Кроме того, напрашивается продление северной линии из Заречья до Прилук, а также, возможно, в западную промзону и Лукьяново (от Октябрьской улицы).
Ну и, конечно, я бы восстановил "временно закрытую" вторую линию в Заречье, и закрытую линию в посёлок Льнокомбината (и продлил бы её).
Троллейбус и сейчас в некоторых аспектах - гордость транспортной системы Вологды, да и в некотором смысле всего российского троллейбусного транспорта - это потому что в Вологде, по некоторым данным, все троллейбусные стрелки были заменены на скоростные (единственный такой город в России), эти меры сводят до минимума самый большой недостаток троллейбуса в наших городах - замедление скорости до 5 километров в час на всех пересечениях линий. Кроме того, по некоторым данным, одно время в Вологде существовал участок троллейбусного движения с автономным ходом - на юго-востоке города, как продолжение ныне закрытой линии в посёлок Льнокомбината; такие троллейбусы делает в том числе и местный троллейбусный завод.
Да, Вологда - самый маленький в России город с троллейбусным заводом (если не считать Энгельса, практически полностью слившегося с Саратовом); "Транс-Альфа", созданный на базе местного механического завода в 1990-е годы - один из крупнейших производителей троллейбусов в России. Впрочем, в последние годы дела у предприятия идут неважно.
25.
Во многом из-за присутствия в городе троллейбусного завода в Вологде, пожалуй, самый диверсифицированный подвижной состав в России - на полсотни машин тут 8 разных моделей, из которых 2 импортные (почти уникальный случай для России); при этом основа парка - чешские троллейбусы "Шкода" вологодской сборки.
26.
Пока троллейбусная система поддерживалась в приемлемом техническом состоянии, этот вид транспорта в Вологде был востребован, внося значительный вклад в пассажирские перевозки.
27.
Однако, с начала 2010-х троллейбус в городе находится в упадке, и причина тому не столько закрытие линии, которая, действительно, была второстепенной, сколько отсутствие продуманной транспортной политики - власти не очень имеют представление о том, что должна присутствовать интеграция разных видов транспорта.
28.
Не улучшает ситуации и высокая степень износа подвижного состава - что довольно удивительно при наличии своего троллейбусного производителя. Коммерческие автобусы (маршрутки, в изобилии замеченные в 2011 году, в 2016 почти не встречались), автобусы, троллейбусы дублируют друг друга - печальная и, к сожалению, до сих пор обычная для российских городов картина, и троллейбус, особенно в условиях недостаточных капиталовложений, постепенно проигрывает конкуренцию.
Неконтролируемое развитие маршруток оттягивает пассажиров с более цивилизованных и современных видов городского транспорта.
29.
Усугубила печальные тенденции попытка внедрения турникетов на самом популярном троллейбусном маршруте, произошедшая в 2013 году. В 2016 году троллейбусное предприятие уже объявлялось банкротом, но троллейбусное движение было, к счастью, сохранено.
30.
Явный плюс теперешнему состоянию вологодской транспортной системы - наличие настоящих автобусов большой вместимости, пусть иногда и дублирующих троллейбусные маршруты.
31.
Дело отчасти в том, что "Транс-Альфа" выпускает не только троллейбусы, но и автобусы, хотя большая часть автобусов в городе - это ЛиАЗ, выглядящие чудом техники после ПАЗиков; последних, как мне показалось, с годами становится меньше.
32.
Всего в Вологде 160 общественных автобусов большой вместимости.
33.
Около 50 маршрутов, в отличие от троллейбуса, охватывающих не только основные, но и практически все второстепенные районы города.
Хотя - по ощущению - городской автобус проигрывает конкуренцию коммерческим автобусам, которые поменьше, подороже, но ходят по тем же маршрутам, чаще, и ждать их, соответственно, меньше.
34.
Хотя полное (или почти полное) исчезновение классических жёлтых маршруток-ГАЗелей в 2011-2016 гг. - это, конечно, большой плюс в пользу Вологды.
О том, что и где можно найти в Вологде - в следующей части.