В минувшие выходные на сцене Эрмитажного театра труппа театра имени Леонида Якобсона представила программу с унифицированным названием «Вечер балета», куда, увы, уступая в пропорциях классическому наследию, вошли и номера за авторством Леонида Вениаминовича.
И если выжимками из балетов 19 века в Санкт-Петербурге удивить зрителя трудно, если не сказать - невозможно, то познакомиться с наследием Якобсона - одного из самых ярких и самых недооценённых хореографов века 20-го - отнюдь не так легко. В репертуаре Мариинского театра, к счастью, сохраняются его балеты «Шурале» и «Спартак», а вот миниатюры и отдельные номера, сделавшие славу своему создателю, зрители могут увидеть только на вечерах, подобных прошедшему.
Театр, как известно, не имеющий собственной сценической площадки, вынужден путешествовать и по миру, и по петербургским подмосткам различного масштаба. Камерный Эрмитажный театр замечательно подходит для презентации именно якобсоновских миниатюр - малые размеры зала позволяют зрителям насладиться бриллиантовой россыпью пантомимных и игровых приемов, которыми так богат танец Якобсона. Каждый взгляд, каждое движение руки сработает на создание образа, будет увидено и оценено по достоинству. Хотя у этой медали есть и другая сторона - любое, даже минимальное, отклонение от хоть и бравурного, но в высшей степени художественного и характерного якобсоновского гротеска в сторону фальши и кривляния, будет отчетливо видно - как под увеличительным стеклом.
Например, миниатюра «Кумушки» на музыку молдавского композитора Шико Аранова, исполненная Екатериной Дерягиной, Дарьей Беловой, Еленой Устиновой, Ангелиной Григорьевой и Натальей Инюшкиной, была подана артистками в несколько утрированном виде. Актуализировать образы деревенских сплетниц, хоть и узнаваемых, но во многом принадлежащих все же той эпохе, когда они были созданы (1955 год), молодым артисткам - очевидно - непросто. Справедливости ради, и зрителю сейчас трудно воспринимать такой, народный характер - хотя в свое время, Якобсон, надо полагать, «пропесочил» этим номером немало деревенских болтушек.
Легкость и добродушный юмор роднит «Кумушек» с еще одной миниатюрой, представленной в этот вечер - «Влюбленные» на музыку Юрия Зарицкого. Интересно, что этот номер - одна из нескольких работ Якобсона на еврейскую тематику, созданных под впечатлением от картин Марка Шагала. Дуэт, основанный на игре рук и прикосновениях, одновременно похож и на еврейский свадебный танец, и на детскую игру в ладушки: влюбленные (Айдар Ишмухаметов и Дарья Белова) сами как дети - наивные, беззаботные, иногда обидчивые, но очень счастливые в своей игре.
А вот номер «Секстет» на музыку Моцарта (Анастасия Ткаченко, Яна Чернорицкая, Ольга Михайлова, Сергей Давыдов, Андрей Гуд ыма и Игорь Контарев), напротив, может служить иллюстрацией к песне «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает». В этом танце и влечение, и надежда, и обида, и сомнение - иллюстративный и абстрактный с первого взгляда ансамбль вдруг обретает сюжетные черты благодаря пантомиме.
Апофеозом якобсоновской программы вечера стало адажио Фригии и Спартака из балета «Спартак» в исполнении Анны Игнатьевой и Сергея Давыдова. Якобсон, создавая этот балет, вдохновлялся древними рисунками и барельефами, поэтому его позировки не менее выразительны, чем сам танец, а высокие поддержки отражают и мощь героя, и его восхищение возлюбленной. Для исполнения этого адажио важно, чтобы оба артиста владели в равной степени дуэтным танцем и чувством позы. Скульптурной выразительности партнерам было не занимать, а вот распутать вязь поддержек было уже не так легко.
Впрочем, все номера Якобсона зрители в этот вечер принимали так же тепло, как и балетные хиты - номера из «Жизели», «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Помня о том, что, как правило, именно классический репертуар и знакомые публике названия позволяют небольшим театрам зарабатывать на жизнь, ценно, что театр имени Леонида Якобсона по-прежнему дает петербуржцам открывать для себя неизвестные широкой публике страницы балетной истории.
http://www.ng.ru/culture/2015-03-05/100_jacobson.html