Беда от нежного сердца
Кристина Кретова и Леонид Сарафанов в балете "Жизель" на сцене Михайловского театра
Дебют Кристины Кретовой в этом балете в Петербурге не был долгожданным - московская балерина экстренно пришла на помощь театру, защитив от злобных вилисс своего петербургского Альберта - Леонида Сарафанова, когда прима Анжелина Воронцова получила травму.В загробные соперницы ей досталась Валерия Запасникова, исполнившая партию Мирты, а свое сердце отдал Ганс - Владимир Цал.
Жизель Кретовой нельзя назвать деревенской простушкой, однако же и чужеродной селянке изысканности в ней нет. Жизель осознает свою привлекательность, но не пользуется ей, она добродушна, неопытна и простосердечна, но не наивна. Жизель не боится Альберта, она скромно, но с достойинством принимает его ухаживания.
Балерину при этом нельзя обвинить в излишней скурпулезности и в работе над рисунком роли, и в техническом исполнении, однако небрежной размашистости и импульсивности ее танец также лишен. Уверенно балансируя как на стыке лиричности и озорства, так и на буквально стальном носке, Кристина создала образ, который не вызывает недоумения или вопросов: скромная и очень земная Жизель Кретовой не обретает силу после смерти, она обладает ей еще при жизни.
В сцене сумасшествия балерина не впадает в экзальтацию, напротив, она будто пытается задержаться на последнем рубеже перед темнотой, двигаясь сдержанно, боясь каждым лишним движением разрушить последний мостик между рассудком и иллюзией. И когда Альберт подбегает ее обнять, она вздрогнув от неожиданности, этот мостик разрушает, проваливаясь в темноту безумия.
В то же время граф Альберт Сарафанова - галантен и настойчив - скорее, в силу своей избалованности и привычек, чем по злому умыслу. Взбалмошный барчук, отказывающийся слушать доводы разума - он столь же неопытен, как и Жизель, поэтому случайная, казалось бы, интрижка неожиданно быстро перерастает в искреннюю и страстную взаимную влюбленность. Граф при этом весьма раскован в общении с барышнями, норовя то покрепче приобнять, то поцеловать девушку, не дожидаясь на то разрешения. Альберт не записной соблазнитель, он действует инстинктивно. Сейчас мы бы, может, и назвали его бабником, но в балетной вселенной с ним приключается "Беда от нежного сердца" - он искренне влюблен и в невесту, и в Жизель, и не задумывается о последствиях.
Нельзя не отметить сценическую органику Сарафанова в этом образе - роль Альберта им бережно "выращивается" от спектакля к спектаклю, обрастая все новыми игровыми деталями и жестами. Например, граф одергивает свой костюм трижды - когда только примеряет на себя роль крестьянина, когда красуется перед Жизелью и когда его уличают в обмане, каждый раз украшая этот простой бытовой жест новыми интонациям.
Владимир Цал создал на сцене не менее удачный образ Ганса - грубоватого деревенского парня, откровенно не знающего, что делать со своей влюбленностью. Не имея ничего, что можно было бы противопоставить обаянию Альфреда, он ничуть не сомневаясь и не думая о чувствах возлюбленной, делает все, чтобы вывести графа на чистую воду.
И хотя несовершенства дуэтного танца Жизели и Альберта указали на недостаток совместных репетиций, земное бытие Альберта и Жизели было скорее гармоничным, чем нет.
В загробной жизни Жизель не перерождается, она честно готова защищать Альберта, как защищала бы его при жизни, Вилисса Кретовой - не фуриозна и не бесплотна в привычном понимании, она - ангел-хранитель, обстоятельно растолковывающий своему подопечному, что он сделал не так. И Мирта в исполнении Валерии Запасниковой ей в этом не мешает - она утомлена своей собственной кровожадностью и позволяеет вилиссам все делать за нее, однако не забывая в нужный момент напомнить, кто главенствует в царстве мертвых невест.
И Альберт смело бросает вызов Мирте, танцуя со всей страстью, демонстрируя, что готов умереть. Кульминацией второго акта стали 32 антриша-сис, которые герой исполнил отчаянно-безупречно, доказав, что за все свои ошибки заплатил сполна.
Фото - Стас Левшин, Jack Devant.