Внезапно. После двухгодичного перерыва настал момент, когда я не могу молчать. Я его видела! Я видела Барышникова. Вживую, на сцене, в танце.
Мама дорогая, какая же это была моя давняя мечта. Я одно время серьезно жалела, что родилась не в то время и не в той стране, потому что «не видать мне его на сцене никогдааааааа». Потому что ну а как? Из съемной комнатушки в Петербурге плохо планировалась поездка в США, а слухи доносили, что и вовсе сцену он оставил и танцевать не планирует вообще больше никогда. Что, в целом, понятно - уже ж не мальчик.
Потом появился проект «Бродский.Барышников». Свет забрезжил, но у меня к тому моменту было много других дел, с балетом не связанных, потом переезд в Москву. Ну вы знаете, как это бывает...
Но Вселенная меня не забыла и дала мне пинок. Где-то в начале сентября я листала чатик No fixed points (не каждый день его читаю, а тут что-то полезла), а там девочки пишут, что открывается продажа билетов на Барышникова. И вот тут уже меня было не остановить - билет был куплен в первые минуты продаж, в следующие 15 - забронирован отель и билет на самолет. Меня ждала Рига и Михаил Николаевич.
Фотографий у меня никаких со спектакля нет, потому что ровно на полпути в театр мой телефон приказал долго жить. Но оно, может, и к лучшему. Таких концентрированнных воспоминаний у меня давно не было.
Я даже не знаю, как начать и о чем писать толком. Но попробую.
1. Я боялась увидеть на сцене тень прошлого Барышникова, карикатуру на себя самого, что-то, что отсылает тебя мыслями к тем самым старым видеозаписям и заставляет сравнивать - не в пользу современности, конечно.
Нет, нет и нет. Передо мной был настоящий Барышников, сегодняшний, другой, самодостаточный, похожий на прошлого себя лишь тем, что не позволял усомниться в своем таланте. В прекрасной форме, кстати.
Пластическая составляющая спектакля - это ряд таких зарисовок, образов из исполняемых стихотворений, простых казалось бы, но выразительных настолько, что нельзя упрекнуть автора ни в чем.
2. Я никогда не слышала прежде его голос.
Оказалось, что у него очень глубокий, приятный, чувственный голос. Слушать стихи Бродского в его исполнении нужно. Прям вот нужно.
3. Сюжетные линии и спектакль
Это моноспектакль и Михаил Николаевич выступает в двух ролях: и чтеца, и лирического героя. Спектакль, в целом, рефлексия на тему жизни и смерти, следа, который оставляет человек после себя. Очень эстетичная и минималистичная сценография, спецэффекты в меру и в сюжет.
Внизу на фотографиях вы увидите, что действие происходит на стеклянной веранде, где каждый элемент - не лишний. Оголенные провода, мутные стекла - все это сплетается в свою историю, так мастерски дополняет стихи и танец.
4. Стихи
Мне запомнилось больше всего два стихотворения в его исполнении.
«Только пепел знает, что значит сгореть дотла»... Там есть, в частности, вот такие строки:
Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени
под скамьей, куда угол проникнуть лучу не даст.
И слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
в перегной, в осадок, в культурный пласт.
В контексте спектакля это было так странно. В хорошем смысле странно. Бродский - Нобелевский лауреат, исполняет спектакль - великий, легендарный Барышников, и вот такой контрастный, приземленный образ.
«Прощай» - этим стихотворением спектакль заканчивается. Несмотря на растиражированность этого стихотворения, он всегда звучит так пронзительно. И в этот раз тоже. Мне было сложно сдержать слезы.
Вообще я принималась плакать несколько раз за спектакль, потому что удержать эмоции было невозможно.
Наверное, это странно прозвучит, но более живой я себя за всю свою жизнь мало когда чувствовала. Вот это электричество, которое шло со сцены - оно как будто пробуждает в тебе твоего внутреннего Франкенштейна. Того человека, которого ты за годы жизни из себя создал, но почему-то не полюбил \не принял\спрятал под рутиной и масками. А тут он живой рвется наружу.
Удивительное чувство, удивительный спектакль, удивительный опыт, который в моей жизни вот был лишь единожды и не знаю, повториться ли опять.
Драгоценный дар судьбы, по-другому не сказать, как бы высокопарно это ни звучало.
Напоследок несколько фотографий спектакля. Какое у него лицо....
Вообще я полагаю, что ЖЖ уже умер (или как?), но очень хотелось выговориться=)))