Aug 26, 2007 21:06
Интересная мысль у искусствоведа профессора А.К.Крылова (Крылов А.К. Автографы - граффити XVII века в Троицкой церкви в с. Большие Вязёмы. в сб. "Троицкие чтения 1997". Большие Вяземы 1998)
Он описывает граффити разных пришельцев (поляков, французов-интервентов) на стенах церкви, построенной во времена Бориса Годунова в его вотчине. Дальше - цитата:
Итак, стены Свято-Троицкой церкви послужили интервентам своеобразным альбомом автографов, навеки став не только памятником иноземного кощунства, но и символом, вобравшим самое суть той трагической для России эпохи.
На лоне прекрасной природы, в самом сердце России слились воедино великая архитектура, роскошная стенопись последних царственных времен торжества Третьего Рима, зримо раскрывшие тайну Святой Живоначальной Троицы, - и автографы тщеславных пришельцев, зловещий апокалисический знак, явленный в преддверии великой Смуты, завершившейся Расколом.
Этот исторический надлом, в центре которого видится загадочный образ царя Бориса, остро почувствовал юный Пушкин, не раз с любопытством разглядывавший на стенах храма автографы поляков.
Я встретился с Крыловым в 1998 году. Мы с женой поехали посмотреть усадьбу в Б. Вязёмах, подошли к дверям церкви, а они ракрыты и за ними - решетка. Из дверей выходит мужичок в ватнике, думали - строитель. Спрашиваю, можно заглянуть внутрь? - Отчего же, можно. Что, интересуетесь?
- Да, ездим по старым церквям, любуемся, хотя и не специалисты, просто любители.
Он нас завел внутрь, показал эти самые граффити, рассказал, как они сделаны и кто (Пушкин) их видел и даже отчасти цитировал фамилии. Спросил его, почему он так хорошо все это знает, он и сказа свои имя-фамилию. В музее как раз продавался сборник, из которого я цитировал выше.
Очень страшную вещь показал он нам на втором-третьем этаже лесов, которые в церкви стоят уже не один десяток лет. За реставрацию росписей взялась мастерская Грабаря. В то лето они очищали фрески от наслоений масляной краски. Для расчистки используется скальпель, которым надо осторожнейше, ведя его вдоль краски, снимать слой масла. Дла этой работы наняли "местного дебила" ((С) - АКК), который снял всю краску, просто ударяя скальпелем поперек слоя. Результат - фресочный слой поврежден примерно через 1-3 см надрезами на глубину до 5 мм. Он просто осыпается при малейшем дуновении (сквозняки в церкви - дело обычное) и при перепадах температуры. Погибают фрески! Не знаю, что с ними к сегодняшнему дню стало (прошло уже 9 лет).
Он рассказал и еще об одном преступлении реставраторов.
Когда раскрыли фрески Рублева во владимирском Успенском соборе - росписи были по всему своду. Чтобы закрепить штукатурку надо было ее проклеить. Традиционные методы вели к постепенному потемнению клея. Некие "ученые" предложили синтетический клей, который (БЕЗ ИСПЫТАНИЙ) был применен сразу почти на всей поверхности. Результат - видели те, кто был в храме. Экскурсоводы показывают пару небольших невнятных фрагментов, которые остались от росписей. Остальное - пропало. Остались те куски, которые искусствоведам показались наименее ценнымим, самое ценное - "закрепили".
Ну, в тему, и от себя добавлю:
Всем известны Кижи. Свезли туда постройки, простоявшие на Севере по три и больше сотни лет и стоявшие сами по себе, без стальных подпорок. Самый знаменитый храм теперь держится на железном каркасе-вешалке. Каркас уже проржавел, его надо ремонтировать (точнее, восстанавливать), а это опасно, церковь может рухнуть. Почему же каркас так нужен?
В 70-е года некие химики-умники предложили для защиты дерева от жучков и прочего, пропитать бревна некой химдрянью.
Ну, будь я, профан, на их месте, я бы взял одно бревно из подходящей постройки, пропитал бы его, выставил рядом под навесом половину, а вторую - без навеса, и каждые пять лет отпиливал бы по кружку и под микроскопом проверял бы поведение. И так лет 15-20. Но им-то хотелось премию и поскорее!
Пропитали ВСЕ деревянные сооружения разом. Освоили средства, тсзть!
Прошли годы (лет 20-30). Дрянь эта стала кристаллизоваться в толще древесных волокон и рвать их в порошок, который благополучно высыпается наружу через дырки от древоточцев и сучков. Потом порошок летает в воздухе. Теперь это не бревна, а оболочки от бревен, внутри - пустота. Находиться в помещениях, где он высыпается, нельзя - ядовит! Бедные экскурсоводы и те работники, которые там сидят, поют, пляшут, плетут всякое рукоделье. Они сознательно идут на это, т.к. заработать иначе не могут.
Это ли не вредительство, за которое при ИВС расстреляли бы без вопросов. Раскопали бы до второго поколения и в назидание потомкам!
Жаль, теперь нет такой меры...