Продолжение.
Читать начало На этом краткое вступление закончено, переходим к основной теме форума.
Доля налогов в розничной цене бензина составляет 52-55%, а с учетом «вложенных» налогов - до 60% В розничной цене дизельного топлива - 45-47% и 53% соответственно.
Расчет выполнен для мировой цены нефти «Юралс» 100-110 долларов за баррель при курсе 28-29 рублей за доллар, для розничных цен на московских АЗС «Роснефти» в период после памятного снижения цен на 1 рубль.
Доля налога на добавленную стоимость составляет 15% с четвертью. Акцизы, перешедшие из оптовой цены, добавляют еще 16% к цене бензина и 8,5% к цене дизельного топлива.
Доля налога на добычу полезных ископаемых, перешедшего из стоимости сырой нефти, составляет 15-17%. Оценка вклада остальных налогов проведена на основе данных ОАО «Роснефть».
Выводы. Покупая бензин, более половины цены мы платим не нефтяным компаниям, а в федеральный и региональные бюджеты. Куда и кому потом уходят наши налоги - великая российская тайна.
Вследствие увеличения ставок акцизов сумма НДС и акциза сопоставима с экспортной пошлиной на нефтепродукты. К 2013 году акцизы увеличат еще более чем на 2 рубля, а экспортные пошлины планируют снижать. То есть налоговая нагрузка на российского потребителя выше, чем нагрузка на экспорт.
При снижении мировой цены нефти и внутренней цены нефтепродуктов эта разница еще более заметна, поскольку доля налогов в цене возрастает. Это связано с тем, что акцизы взимаются по фиксированным ставкам, которые не снижаются при снижении цен, а НДС взимается, в том числе, и с суммы акцизов.
Таким образом, кумулятивное действие НДС и акцизов представляет наибольшую угрозу интересам российского потребителя.
Вследствие высоких налогов и завышенных цен российские автовладельцы оплачивают российскую нефть по мировым ценам. На слайде приведено сравнение апрельских оптовых цен на автомобильное топливо с суммой мировой цены нефти и стоимости ее переработки на российских НПЗ. И эта сумма оказывается ниже.
При этом в расчетах принята максимальная оценка стоимости переработки, в 2-3 раза превышающая реальные операционные затраты. Тот же принцип использован и для оценки себестоимости добычи и транспортировки сырой нефти до НПЗ. В сумме стоимость добычи и переработки нефти не превышает 15% в оптовой цене бензина или дизельного топлива, а в розничной цене - и того меньше.
Доля налогов в оптовой цене составляет 55-60% (без учета «вложенных» налогов). Для оценки прибыли нефтяной компании в цене принята норма прибыли 15-20% в соответствии с финансовой отчетностью российских компаний. Это примерно 3-4 рубля на литр.
При этом в оптовой цене остается еще 1,5-2 «неучтенных» рубля на каждый литр. Не предполагая ничего плохого, относим их на разброс цен реализации светлых нефтепродуктов и мазута, который экспортируется по бросовым ценам. Тем не менее, эта надбавка к себестоимости также формирует доход нефтяной компании.
Резюме. Налоги и сверхдоходы нефтяных компаний в оптовой цене нефтепродуктов создают эффект мировой цены нефти на российском рынке. Их полный перенос в цену сырой нефти может защитить российского потребителя от дальнейшего завышения цен, поскольку рост внутренней цены на нефть ограничен мировой ценой.
Немного экзотики. На слайде представлены данные Саудовской нефтяной компании о подтвержденных запасах пластовой нефти и природного газа основных мировых экспортеров. Эти данные не учитывают запасы нефтяных песков и сланцевого газа.
При текущем уровне добычи, разведанных запасов нефти России хватит на 15-20 лет, природного газа - на 30-40 лет. Разумеется, при увеличении объемов разведочного бурения извлекаемые запасы могут расти, однако и объем их добычи также будет возрастать. То есть оценка остается в силе.
На рынке нефти по запасам Россия занимает последнее место среди основных экспортеров, и, видимо, никогда не станет мировым лидером. То есть не сможет определять мировую конъюнктуру и останется второстепенным зависимым игроком. На рынке газа Россия - мировой лидер, однако это преимущество до сих пор не используется.
Неизбежные следствия. Если экономический рост в России все-таки состоится, и внутреннее потребление будет расти, необходим переход от стимулирования экспорта нефти к его ограничению и постепенной замене экспортом газа.
Весьма вероятен переход к американской модели, когда стратегическая безопасность обеспечена собственной добычей нефти, а часть потребностей покрывается импортом более дешевой нефти и нефтепродуктов. Для России их источником могут быть ближайшие соседи. Эта модель соответствует интересам российских потребителей, поскольку стимулирует конкуренцию и снижение цен на российском рынке.
Для перехода к такой модели необходимо оптимизировать налоговую систему: сократить НДС и акцизы на нефтепродукты, закрывающие внутренний рынок от конкуренции. При этом всю нефтяную налоговую нагрузку можно переложить в стоимость сырой нефти, цена которой на открытом внутреннем рынке всегда будет ниже мировой.
По результатам проведенного анализа сформированы следующие предложения по оптимизации налогов.
Первое. Снизить ставку НДС с 18 до 9% поэтапно в течение трех лет. Одновременно сократить налоги с зарплат (подоходный и страховые взносы) до уровня не более 33% в сумме.
Это должно привести к снижению инфляции на 2-3% в год и увеличению налоговых поступлений за счет легализации теневых оборотов. Дополнительной компенсацией может быть восстановление ставки налога на прибыль до 24% и налога на доходы физических лиц в виде дивидендов до 15%.
Второе. Отменить акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо установленных стандартов качества, признав их товарами социальной значимости. В качестве допустимой компенсации возможно увеличение экспортной пошлины или налога на добычу нефти (или налога, его заменяющего). Часть этого налога может зачисляться в федеральный и региональные дорожные фонды по той же сетке, которая используется для акцизов.
Третье. Отменить транспортный налог, который с 2011 года уже включен в стоимость автомобильного топлива через увеличение акцизов.
Другие предложения: оптимизировать экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты с учетом экспортной стратегии России, создать международную «рублевую» биржу нефти, газа и нефтепродуктов для использования преимуществ регионального и мирового лидера.
Результатом сокращения НДС и отмены акцизов должно стать снижение цен на АЗС на 15-20%. А в случае ограничения сверхдоходов нефтяных компаний на внутреннем рынке снижение цен может составить 30% и более.
Анализ доходов нефтяных монополий показывает, что норма прибыли зарубежных компаний не превышает 9,5% выручки. И этой прибыли хватает и для выплаты дивидендов акционерам, и для покрытия инвестиций в программы развития.
Норма прибыли российских компаний в 1,5-2 раза выше, достигая 14-16% и более. Очевидно, что эти преимущества им обеспечивает российский рынок.
Низкие зарплаты и уровень доходов российских граждан, относительно низкие цены российских поставщиков материалов и комплектующих обеспечивают низкую себестоимость нефти и нефтепродуктов, отправляемых на экспорт. А высокие внутренние цены на топливо, как и на все энергоресурсы, увеличивают сверхдоходы российских монополий.
Характерным примером является сравнение прибыли «ТНК-ВР Холдинг», имеющей активы только на территории России, и «ТНК-ВР интернешнл», объединяющей все активы, включая зарубежные. Как показывает сравнение, прибыль приносят только российские активы.
Куда уходит сверхприбыль российских нефтяных монополий?
Капиталовложения из прибыли (дополнительно к амортизации) у ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и ТНК-ВР составляют до трети годовой прибыли, у «Газпром нефти» - почти половину прибыли. Дивиденды акционерам только у ТНК-ВР более половины прибыли, у остальных - не более одной десятой, одной пятой от прибыли.
Значительная часть доходов уходит в «кубышку» - на формирование финансовых резервов за счет собственных средств. Точнее, средств, полученных от потребителей. Так, накопленные финансовые резервы «Роснефти» превышают ее годовую прибыль, у «Газпром нефти» и ТНК-ВР финансовые резервы составляют более половины прибыли, у ЛУКОЙЛа - более трети прибыли.
Таким образом, возможно снижение нормы прибыли российских нефтяных компаний на 3-7% - до среднемирового уровня. Это снижение не нанесет ущерб ни их акционерам, ни инвестициям в их развитие.
Соответствующее снижение выручки нефтяных компаний на 3-7% может быть отнесено целиком на снижение внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Это обусловлено тем, что экспортная выручка задана мировыми ценами, которыми и определяется среднемировой уровень рентабельности.
Окончание следует.
Московское отделение ФАР
Опубликовано на сайте ФАР www.farso.ru